Использование данных тестовых методик для диагностики локально-органических поражений мозга. В течение нескольких десятилетий и в разных психологических школах было разработано большое количество относительно простых, нестандартнзовапных приемов исследования, прицельно направленных на изучение конкретных нарушений психической деятельности. В настоящее время эти методы, получившие название патопсихологических, широко используются в диагностической практике, но их применение в целях топической диагностики, по-видимому, ограниченно, хотя некоторые из них весьма ценны для диагностики органических поражений мозга [Рубинштейн С. Я-, 1970; Зейгарник Б. В., 1976; Блейхер В. М., 1976, и др.]. Ряд известных приемов исследования мышления, памяти, внимания, умственной работоспособности входят в «схему нейропсихологического исследования», разработанную под руководством А. Р. Лурия (1973).
С развитием общей и экспериментальной психологии разрабатываются и начинают использоваться для психологической диагностики нервно-психических заболеваний сложные стандартизованные (тестовые) методики. Не затрагивая вопросов истории и теории применения тестовых методик, отметим лишь, что многие из них (методики Роршаха, Векслера, Равена, Бентона и некоторые другие) оказались чувствительными к органическому поражению мозга [Rawen J., 1939; Wechsler D„ 1958; Freeman F„ 1959; Benton A., 1960; Kopa- бельников К- В. и Серебрякова Р. О., 1969; Гильяшева И. Н., 1969, 1981; Белая И. И., 1978]. И хотя тесты Роршаха и Векслера не могут с достаточной определенностью дифференцировать случаи с различной локализацией очагов поражения, все же, как показывают литературные данные, умелое их использование дает известную информацию (ее можно рассматривать как предварительную) для суждения о локалыю-органичсекой патологии мозга. Так, по данным И. И. Белой (1978), при изучении интерпретаций таблиц Роршаха больными эпилепсией и опухолями мозга были выделены статистически достоверные особенности восприятия, которые характеризовали только сторону поражения. У больных с очаговым поражением левой височной области (без клинически выраженной афазии) наблюдалась тенденция строить образы преимущественно на основании крупных, хорошо отграниченных и часто называемых деталей, цвет имел дополнительное значение, фигуры из фона выделялись четко. Больные с поражением правой височной области чаще строили образы на основании всего пятна в целом, преобладали цветовое восприятие и фиксация па светотени, форма пятна выделялась неотчетливо. Ответов было значительно больше, чем у больных с поражением левого полушария.
И. Н. Гильяшева (1981) обращает вппмание на особенности выполнения заданий методики Векслера, Бептоиа и Равена больными с органическим поражением мозга. В частности, отмечаются затруднения в субтестах методики Векслера: «конструирование из кубиков», «повторение цифр», «складывание фигур», «расположение картинок» и др., характерные для поражения теменных и теменно-затылочных структур обеих гемисфер. При височном поражении доминантного по речи полушария (например, при фокальной эпилепсии) могут наблюдаться затруднения в понимании и удержании в памяти вербальных заданий, расстройства счетных операций, парафазии. При лобных поражениях на первый план выступают: импульсивность суждений, нарушение интенции, общее снижение активности, расстройства плана действия и др. Методика Равена, построенная на визуальном материале, требует, как известно, весьма дифференцированного анализа. Больному дается изображение структуры с известным пропуском зрительного элемента, который он должен заполнить, отобрав единственно пригодный из нескольких предлагаемых образцов, зрительно близких по набору признаков. Решение этой задачи возможно при сохранности операций, лежащих в основе оптического и оптико-пространственного гнозиса, что отмечалось А. Р. Лурия (1969), включавшего пробы Равена в свой набор нейропсихологических проб.
Тест Бентона наиболее часто используется в нейропсихологической практике как наименее трудоемкий для испытуемого и простой в обработке для экспериментатора. Его направленность — зрительная кратковременная память. Конструктивная особенность — воспроизведение (зарисовывание) фигур, которые предъявляются в качестве эталонов на определенное, строго фиксированное время. Набор геометрически относительно абстрактных фигур содержит 10 серий. Оцениваются как количество правильно воспроизведенных заданий, так и качество ошибок. Общая низкая оценка выполнения теста характерна для больных с диффузным органическим поражением мозга, сопровождающимся нарушением памяти. Однако при этом анализируется качество выполнения заданий, т. е. выявляется ряд специфических ошибок, таких как деформация фигур, ротация на 90° или 180°, опущение отдельных фигур, локализация ошибок в правом или (чаще) в левом поле зрения и др. Например, типичные ошибки в конструировании фигур из отдельных элементов возникают при конструктивной апрак-то-агнозии (теменно-затылочные отделы доминантной по речи гемисферы), фрагментарность восприятия, игнорирование левого поля зрения — при поражении симметричных областей правого полушария. Дефекты удержания и воспроизведения абстрактных (слабо вербализуемых) фигур наблюдаются также при поражении структур правой височной доли [Вассерман Л. И., И. С. Тец, 1981]. Тест Бентона может быть использован как дополнительный прием исследования в нейропсихологической практике. В особенности он пригоден, как отмечал его автор, для диагностики инициальных, доманифестных проявлений психических расстройств в позднем возрасте, выявляя признаки так называемых лакунарных демеиций при болезни Альцгеймера и Пика.
В целях диагностики органического поражения мозга, уточнения локализации очагов при общем экспериментальном исследовании памяти и интеллекта бывает полезным сопоставление данных методики Бентона с оценкой общего уровня интеллекта (что предусмотрено конструкцией теста), так же как и сопоставление результатов по другим методикам, но окончательное суждение об особенностях локально-органического дефекта может быть вынесено лишь при более тонком, целенаправленном и дифференцированном исследовании с помощью специальных нейропсихологических проб.
тахистоскоп – предыдущая | следующая – электроэнцефалограмма
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание