5. Тренинговые методы (условно-рефлекторные, поведенческие) имеют целью коррекцию неадекватных взаимоотношений, выработку более эффективных форм поведения в конкретных, распространенных жизненных ситуациях, преодоление чувства неуверенности в подобных ситуациях. Программы такого тренинга строятся таким образом, чтобы происходило постепенное усложнение ситуаций, которые предлагаются пациентам для обработки. Тренинг различных поведенческих стереотипов расширяет функциональные возможности человека, и это уже само по себе может приводить к изменению более глубоких внутренних структур. Тем не менее, как указывалось, изолированное применение тренинговых методов не дает высоких результатов.
Если психотерапевтическая группа работает ежедневно в условиях специализированного отделения, то лучше, чтобы перечисленные вспомогательные приемы существовали в виде отдельных занятий и в случае необходимости элементы их включались в ход групповой дискуссии. Если же занятия группы происходят не каждый день (например, амбулаторная группа, члены которой встречаются один раз в неделю), то целесообразно не выделять вспомогательные приемы в отдельное занятие, а лучше каждое групповое занятие начинать с какой-либо вспомогательной техники и уже затем переходить к групповой дискуссии. Сочетание групповой дискуссии с различными вербальными и невербальными приемами может быть самое различное, и определяется оно конкретной групповой ситуацией, фазой развития группы. В зависимости от этого может изменяться удельный вес различных вербальных и невербальных приемов, а также содержание и структура таких занятий. Например, в начальной фазе групповой психотерапии, когда существует выраженная дистанция между пациентами в группе и страх перед ее преодолением, когда поведение пациентов характеризуется напряженностью и чувством неуверенности, полезным может оказаться увеличение удельного веса невербальных занятий, в особенности психогимнастики, так как в ходе этих занятий неуверенность, скованность, дистанцированность пациентов проявляются более ярко и в то же время здесь создаются условия для продуктивного их устранения. В таком случае для занятия подбираются упражнения, адекватные разрешению существующих задач. Вспомогательные вербальные и невербальные приемы часто используются в группе с целью разрешения трудной ситуации. Их использование в ходе групповой дискуссии позволяет обратить внимание группы и отдельных пациентов на характерные особенности и способы поведения, вскрыть существующие в группе взаимоотношения и сделать их более наглядными для всех, оживить процесс взаимодействия, дать дополнительный материал для анализа проблем группы в целом и каждого пациента в отдельности.
Психотерапия и социотерапия. Понятие о терапевтической среде. Методы психологической коррекции охватывают как собственно психологическую, так и социально-психологическую сферу. Практически любое заболевание в качестве своих последствий (а иногда и причин) имеет нарушение социального функционирования личности, более или менее выраженное (вызванное, например, дефектом как следствием перенесенного заболевания, который не позволяет пациенту выполнять привычные социальные роли, сохранить существовавший ранее социальный статус, что, естественно, препятствует процессу выздоровления, вызывая большее или меньшее нервно-психическое напряжение). Поэтому социотерапевтические методы имеют большое значение. Трудотерапия, терапия занятостью, методы социально-психологического тренинга, клубы бывших пациентов и другие методы социотерапии, направленные на стимуляцию активности, уверенности, возникновение жизненной перспективы, восстановление адекватного социального поведения и выработку новых социальных ролей и позиций, сочетающееся с реальной помощью пациенту в различных сферах жизнедеятельности (профессиональной, семейной), являются необходимыми для восстановления полноценного функционирования личности. В этой связи большое значение приобретает понятие терапевтической среды. Как указывает М. М. Кабанов (1978): «Весь комплекс лечебно-восстановительных мероприятий, включая лечебные режимы, должен рассматриваться сквозь призму концепции „терапевтической среды”, понимаемой в первую очередь как определенный характер направляемых взаимоотношений, складывающихся в лечебном учреждении между больным и его непосредственным окружением (персонал, семья, другие пациенты)». Терапевтическая среда существует как бы в двух планах: это среда лечебного учреждения и реальная жизненная среда. И в том, и в другом случае терапевтическая среда —это прежде всего благоприятно организуемые взаимоотношения между больным и его окружением. Как пишет A. Kempinski (1975), для создания терапевтической среды «необходимо перейти две границы: одну, отделяющую больничный персонал от больных, вторую — отделяющую здоровых от психически больных. Терапевтическое общество должно объединять, а не разделять людей». М. М. Кабанов и другие авторы подчеркивают, что создание терапевтической среды в лечебном учреждении сопряжено со многими трудностями, связанными прежде всего с изменением традиционного мышления медицинского персонала, с изменением его отношения к пациентам. Одним из основных элементов этого нового отношения должен быть принцип партнерства (М. М. Кабанов), в рамках которого нет места отношениям субъект (врач)—объект (больной). Больной выступает не только как объект лечения, но прежде всего как субъект, как личность, которой присущи свои переживания, отношения, жизненные установки и ценности, без учета которых невозможен успех лечебно-восстановительных мероприятий. Терапевтическая среда—-это не определенная организационная структура лечебного учреждения, хотя наиболее последовательно этот принцип реализуется в форме «терапевтического сообщества» [Kratochvil S., 1978; Кабанов М. М., 1978; Ploeger А., 1972, и др.]. Терапевтическая среда — это прежде всего отношение к пациенту как к личности, это сближение с ним, преодоление существующей дистанции, отказ от роли судьи, от магической силы белого халата, это сотрудничество, партнерство, привлечение к лечению пациента всего персонала, всех других больных, всего ближайшего окружения.
музыкотерапия – предыдущая | следующая – социотерапевтические методы
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание