Глава 11. Групповые методы психотерапии и психокоррекции (продолжение)

5. Тренинговые методы (условно-рефлекторные, поведенче­ские) имеют целью коррекцию неадекватных взаимоотношений, выработку более эффективных форм поведения в конкретных, распространенных жизненных ситуациях, преодоление чувства неуверенности в подобных ситуациях. Программы такого тре­нинга строятся таким образом, чтобы происходило постепен­ное усложнение ситуаций, которые предлагаются пациентам для обработки. Тренинг различных поведенческих стереотипов расширяет функциональные возможности человека, и это уже само по себе может приводить к изменению более глубоких внутренних структур. Тем не менее, как указывалось, изолиро­ванное применение тренинговых методов не дает высоких ре­зультатов.

Если психотерапевтическая группа работает ежедневно в ус­ловиях специализированного отделения, то лучше, чтобы пере­численные вспомогательные приемы существовали в виде от­дельных занятий и в случае необходимости элементы их вклю­чались в ход групповой дискуссии. Если же занятия группы происходят не каждый день (например, амбулаторная группа, члены которой встречаются один раз в неделю), то целесооб­разно не выделять вспомогательные приемы в отдельное заня­тие, а лучше каждое групповое занятие начинать с какой-либо вспомогательной техники и уже затем переходить к групповой дискуссии. Сочетание групповой дискуссии с различными вер­бальными и невербальными приемами может быть самое раз­личное, и определяется оно конкретной групповой ситуацией, фазой развития группы. В зависимости от этого может изме­няться удельный вес различных вербальных и невербальных приемов, а также содержание и структура таких занятий. На­пример, в начальной фазе групповой психотерапии, когда суще­ствует выраженная дистанция между пациентами в группе и страх перед ее преодолением, когда поведение пациентов харак­теризуется напряженностью и чувством неуверенности, полез­ным может оказаться увеличение удельного веса невербальных занятий, в особенности психогимнастики, так как в ходе этих занятий неуверенность, скованность, дистанцированность паци­ентов проявляются более ярко и в то же время здесь создаются условия для продуктивного их устранения. В таком случае для занятия подбираются упражнения, адекватные разрешению су­ществующих задач. Вспомогательные вербальные и невербаль­ные приемы часто используются в группе с целью разрешения трудной ситуации. Их использование в ходе групповой дискус­сии позволяет обратить внимание группы и отдельных пациен­тов на характерные особенности и способы поведения, вскрыть существующие в группе взаимоотношения и сделать их более наглядными для всех, оживить процесс взаимодействия, дать дополнительный материал для анализа проблем группы в це­лом и каждого пациента в отдельности.

Психотерапия и социотерапия. Понятие о терапевтической среде. Методы психологической коррекции охватывают как соб­ственно психологическую, так и социально-психологическую сферу. Практически любое заболевание в качестве своих по­следствий (а иногда и причин) имеет нарушение социального функционирования личности, более или менее выраженное (вызванное, например, дефектом как следствием перенесенного заболевания, который не позволяет пациенту выполнять привыч­ные социальные роли, сохранить существовавший ранее соци­альный статус, что, естественно, препятствует процессу выздо­ровления, вызывая большее или меньшее нервно-психическое напряжение). Поэтому социотерапевтические методы имеют большое значение. Трудотерапия, терапия занятостью, методы социально-психологического тренинга, клубы бывших пациентов и другие методы социотерапии, направленные на стимуляцию активности, уверенности, возникновение жизненной перспек­тивы, восстановление адекватного социального поведения и вы­работку новых социальных ролей и позиций, сочетающееся с ре­альной помощью пациенту в различных сферах жизнедеятель­ности (профессиональной, семейной), являются необходимыми для восстановления полноценного функционирования личности. В этой связи большое значение приобретает понятие терапев­тической среды. Как указывает М. М. Кабанов (1978): «Весь комплекс лечебно-восстановительных мероприятий, включая ле­чебные режимы, должен рассматриваться сквозь призму кон­цепции „терапевтической среды”, понимаемой в первую очередь как определенный характер направляемых взаимоотношений, складывающихся в лечебном учреждении между больным и его непосредственным окружением (персонал, семья, другие паци­енты)». Терапевтическая среда существует как бы в двух пла­нах: это среда лечебного учреждения и реальная жизненная среда. И в том, и в другом случае терапевтическая среда —это прежде всего благоприятно организуемые взаимоотношения между больным и его окружением. Как пишет A. Kempinski (1975), для создания терапевтической среды «необходимо пе­рейти две границы: одну, отделяющую больничный персонал от больных, вторую — отделяющую здоровых от психически боль­ных. Терапевтическое общество должно объединять, а не раз­делять людей». М. М. Кабанов и другие авторы подчеркивают, что создание терапевтической среды в лечебном учреждении сопряжено со многими трудностями, связанными прежде всего с изменением традиционного мышления медицинского персо­нала, с изменением его отношения к пациентам. Одним из ос­новных элементов этого нового отношения должен быть принцип партнерства (М. М. Кабанов), в рамках которого нет места отно­шениям субъект (врач)—объект (больной). Больной высту­пает не только как объект лечения, но прежде всего как субъ­ект, как личность, которой присущи свои переживания, отно­шения, жизненные установки и ценности, без учета которых невозможен успех лечебно-восстановительных мероприятий. Те­рапевтическая среда—-это не определенная организационная структура лечебного учреждения, хотя наиболее последовательно этот принцип реализуется в форме «терапевтического сообще­ства» [Kratochvil S., 1978; Кабанов М. М., 1978; Ploeger А., 1972, и др.]. Терапевтическая среда — это прежде всего отно­шение к пациенту как к личности, это сближение с ним, пре­одоление существующей дистанции, отказ от роли судьи, от магической силы белого халата, это сотрудничество, партнер­ство, привлечение к лечению пациента всего персонала, всех других больных, всего ближайшего окружения.

 

музыкотерапия – предыдущая | следующая – социотерапевтические методы

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание