Актуальные способности в отношениях врач — пациент
Рассмотрим ближе ситуацию, в которой встречаются пациент и терапевт. Пациент имеет определенные потребности и ожидания. Они ситуативно касаются непосредственной лечебной ситуации и частично соответствуют твердым индивидуальным установкам. В свою очередь, врач также имеет детерминированные его ролью и индивидуально обусловленные ожидания в отношении больного. Содержательно как двусторонние ролевые ожидания, так и «личные» установки ориентируются на уже утвердившиеся психосоциальные нормы. Поскольку подробное описание функций психосоциальных норм в отношениях врач — пациент не относится непосредственно к теме нашего разговора, мне бы хотелось сформулировать вопросы (к терапевту), которые по меньшей мере точно указывают на значение психосоциальных норм (актуальных способностей) и не всегда сочувственное отношение к ним.
Что думает пациент, когда Вы опаздываете на прием? Какое впечатление производит на него Ваше резкое обращение с ним? Наоборот: Как Вы реагируете, если пациент неоднократно опаздывает на условленную встречу? Если он не следует Вашим советам? Если он задерживает оплату? Что Вы ощущаете, когда вынуждены вести более чем 50-минутную беседу с человеком, у которого отвратительно пахнет изо рта? Что Вы делаете, если пациент неадекватно ведет себя в Вашей приемной, пренебрегая минимальными требованиями вежливости?
Затронутые в этом вопросе факторы отношений врач — пациент, несмотря на то что они входят в терапевтическую ситуацию как вмешивающиеся переменные или симптоматическое поведение, как правило, не становятся предметом психотерапии. Как актуальные способности могут быть представлены в качестве психосоциальных норм, наглядно показывает табл. 4.
Таблица 4. Актуальные способности в качестве «рулевых» в отношениях врач — пациент и при медикаментозном лечении (Peseschkian, 1988)
|
Секс / сексуальность | Лекарства, как и другие средства, как алкоголь, влия |
ют на мое физическое состояние и вместе с этим на мою | |
сексуальную жизнь | |
Доверие | Я доверяю моему врачу и доверяю целебному действию |
лекарств | |
Надежда | У меня есть надежда, что лечение мне поможет |
Вера | Когда мои лекарства лежат у меня в кармане, я чувст |
вую себя увереннее |
а) Актуальные способности как содержание переноса и контрпереноса
Пациент необязателен, опаздывает на условленные встречи, несвоевременно оплачивает их и не придерживается правил лечения. Врач чувствует себя неудовлетворенно, тревожно и становится беспокоен, нетерпелив и агрессивен по отношению к больному (терпение, вежливость). Так можно описать конфликтную ситуацию в данный момент. Следующим шагом будет поиск взаимосвязи, в таких случаях, например, спрашивается, какую предысторию имеют сферы пунктуальность, обязательность и бережливость для терапевта и пациента. Иными словами, конфликт, скрывающийся за проблематикой переноса, может быть представлен и переработан намного специфичнее, индивидуальнее и менее догматично.
У одного моего молодого коллеги, у которого я был супервизором, я наблюдал следующую ситуацию: пациент постоянно задерживал оплату. Это поведение очень беспокоило коллегу. В терапевтической ситуации он приходил в напряжение, проявляя нетерпеливость и прибегал к интерпретациям, которые свидетельствовали о негативной ситуации переноса. При обсуждении коллега сказал: «Я вынужден все время думать о том, что пациент заставляет меня ждать оплату счетов. Однако я не могу обратить его внимание на это. Мне вообще трудно говорить о деньгах». Содержательно этот эффект контрпереноса касался установки терапевта к деньгам и заработку, т.е. бережливости, а также его неспособности быть откровенным именно в этой области. Мы проследили в этом отношении его жизненный путь. В свою очередь задержки с деньгами у пациента проистекают из событий его прошлого, которые также должны быть проанализированы и стать осознанными.
При помощи обсуждения одной сферы мы можем спровоцировать управляемую регрессию в отношении отдельных моментов. Таким образом, общая регрессия личности, которая особенно опасна у лабильных больных, может быть предупреждена. Одновременно с этим сглаживается проблематика переноса. При содержательно ориентированном ступенчатом процессе перенос может проявляться в известной степени фракционно, так что проблематика пациента и терапевта не хлынет, как поток воды через прорвавшуюся плотину. Базовым конфликтом при этом является не только происходившее в фазе раннего детства, но и в большей степени все события, которые способствовали развитию актуального конфликта. Пациент узнает, что его проблематичное поведение базируется на цепочке учебных процессов, т.е. имеет свою собственную традицию. Описывая историю развития своего конфликта, он не переживает его больше в равной степени угрожающим и чужим. С этой дифференцировкой связана эмоциональная разгрузка: к проблеме можно подойти по-деловому. На первый план выдвигаются индивидуальная традиция в отношении актуальных способностей и среда с ее концепциями и противоречиями, а также традиция личности в социально – исторической ситуации.
Вместе с этим проясняется взаимосвязь актуальной конфликтной ситуации с условиями возникновения, насколько они доступны воспоминаниям пациента. При помощи фракционированного процесса вызываются ассоциации и излагаются воспоминания, которые прежде казались пациенту несущественными переживаниями, были вытеснены и непосредственно недоступны ему. Это производит тем самым переструктурирование, при котором в поле зрения сознания возвращаются события, установки и оценки, вследствие односторонней невротической ориентации пациента долгое время находившиеся в тени. Человек учится взаимодействовать со своим прошлым и постигать свое неповторимое прошлое как зеркало настоящего и будущего.
Вывод: Актуальные способности представляют собой содержательные составляющие психодинамических процессов и психотерапевтических представлений. В этом смысле позитивная психотерапия не ограничивается общими взглядами типа «авторитетные родители», «сильная зависимость от родителей», «тирания», «обожествление», «жесткое, мягкое или вдвойне зависимое воспитание». Она говорит не только о конфликтах самоценности, комплексов неполноценности, фобиях, депрессиях или во многом неопределенном Сверх-Я. В большей степени она предлагает конкретное содержание (актуальные способности) внутриличностных и межличностных процессов. Страх разлуки, например, различно перерабатывается в зависимости от самокультурной ситуации и приобретает при этом иную оценку. Так, потеря партнера приобретает свое психическое значение, которое может быть следствием не только инфантильной проблематики, но и содержательно определяется социокультурными нормами. Партнер считается незаменимым, но в момент, когда пренебрегает долгом верности, он отвергается. Гость, который в западном культурном кругу повторно опаздывает, отвергается как ненадежный; с ним не хотят больше иметь дела, несмотря на целый ряд общих интересов. Так содержательно уточняются такие понятия, как нарциссизм, страх разлуки, потеря партнера, регрессия и т.д. Наряду с установившимися эпигенетическими готовностью к конфликту и структурами переживаний рассматривается содержательный аспект, при помощи которого в психотерапию включаются социально-психологические и культурные факторы.
Модели для подражания – предыдущая | следующая – Стадии взаимодействия