Яндекс.Метрика

Модель конфликта в позитивной психотерапии применительно к психосоматической медицине (продолжение)

г) Четыре модели для подражания (раннее развитие)

Четыре сферы переработки конфликтов соотносятся с когнитивностью, т.е. с теми областями, с помощью которых мы вступаем в отношения с реальностью. Еще одно существенное измерение человеческой жизни определяется способностью к любви, которая так же развивается во взаимодействии с окружающим миром. На основании этого мы интересуемся характером отношений, открывающих доступ к возможностям проявления эмоциональности.

Для понимания конфликтной ситуации необходимо понимание ее фона и оп­ределяющих ее концепций. Развитие личности решающим образом зависит от пер­вичных отношений человека. Нам показалось удачным основу предпочтения определенных социальных отношений и отвержение других подходов описать при помощи моделей для подражания (рис.7).

Предлагаемая схема включает отношения:

—    родителей и братьев или сестер (а также ровесников) к ребенку (Я);

—    родителей между собой (ТЫ);

—    родителей к окружающему миру (МЫ);

—    родителей к религии/ мировоззрению  (Пра-МЫ);

Подробность, с которой обсуждаются и выясняются четыре измерения идеа­лов, может быть индивидуально различной. Сначала они рассматриваются в пер­вом интервью. Более детальный разбор возникающих в этой связи проблем следу­ет осуществлять в зависимости от обстоятельств на поздних стадиях терапии.

Четыре модели для подражания, как они описываются в виде базового кон­фликта, проецируются на актуальные отношения человека в семье и вне семьи. Перенимается как опыт, полученный в общении с разными людьми, так и их иде­алы. Эти отношения по образцу могут быть отдельно описаны актуальным и базо­вым конфликтом. На практике не следует совмещать обе модели и использовать их как одну целостную модель.

Спрашивается, почему у некоторых возникают сложности в принятии самих себя, почему одни пытаются держаться на расстоянии от своей семьи или почему другие так безнадежно замкнулись в ней, по каким критериям следует определять отношение к партнерам, к другим людям и другим социальным группам? К этому перечню вопросов относятся также проблемы социального, расового, политичес­кого и религиозного круга. Именно здесь проясняется значение транскультурного подхода, поскольку он показывает различные возможности проявления отноше­ний между людьми разных культур и субкультур.

Четыре модели для подражания представляют собой возможности реализа­ции всеми людьми своей способности устанавливать отношения. Они охватывают отношения к «Я», «Ты», «Мы» и «Пра-Мы», которые формируются при влиянии примеров из родительской семьи. Актуальные способности могут быть представ­лены здесь как фильтр социальных отношений: человек отказывается от пригла­шения гостей, потому что это нарушает его порядок и стоит денег, т.е. затрагивает его концепцию бережливости. Точно так же неудачами может блокироваться от­ношение к «Я» при недостаточной поддержке (трудолюбие/деятельность) из сфе­ры первичных способностей. Отношение к «Ты» может быть ощутимо нарушено вследствие конфликтов, которые касаются сферы сексуальности, верности, дове­рия, так же как обманутые ожидания в области честности, справедливости и на­дежды могут встать на пути отношения к «Пра-Мы».

1)     К кому Вы испытывали в детстве более сильную привязанность (к отцу, матери, дедушке и бабушке)?

2)     Кто из Ваших родителей (воспитателей) уделял Вам больше времени?

3)     Кто из Ваших родителей был терпеливее или кто легче сдерживался?

4)     Кто был для Вас примером?

5)     Есть ли у Вас ощущение несправедливого отношения к Вам в детстве (на­пример, предпочтение Вам сестер и братьев)?

6)     Как оцениваете Вы сегодня брак Ваших родителей?

7)     Кто из Ваших родителей был более общительным?

8) Кто из Ваших родителей больше интересовался религиозными и мировоз­зренческими вопросами?

д) Девять тезисов позитивной психотерапии

1) Позитивная психотерапия учитывает позитивные аспекты каждой бо­лезни (рис.8). На практике это выглядит следующим образом: мы спрашиваем о том значении, какое имеет симптом для человека и его социальной группы, выде­ляя при этом «позитивное» значение: какие позитивные аспекты имеет покрасне­ние? Какие преимущества обеспечивает заторможенность? Какие функции выпол­няют нарушения сна? Что значит для меня тот факт, что у меня есть страх или депрессия? и т.д.

2)      Теория микротравм учитывает содержание конфликта и его динамику. Исходя из вопроса «Что общего у всех людей (осознание общности и единства) и чем они различаются (осознание индивидуальности и единственности)? », позитив­ная психотерапия описывает содержание конфликта (актуальные и базовые спо­собности). Зачастую это вовсе не глобальные потрясения, которые приводят к на­рушениям и расстройствам, а постоянно повторяющиеся маленькие душевные раны, которые в конечном итоге формируют характер, особенно подверженный отдельным конфликтам («Капля камень точит!»).

3)     Транскультурное мышление является основой позитивной психотера­пии. Оно включает множество индивидуально, семейно и культурно обусловлен­ных явлений и предполагает единство в многообразии.

4)     Концепции, мифология и восточные притчи целенаправленно включают­ся в терапевтическую ситуацию. Притчи способствуют ликвидации внутреннего сопротивления и облегчают осуществление самопомощи, дополняющей психотерапевтические мероприятия.

5)     Каждый человек неповторим. Лечение соответствует потребностям боль­ного.

6)      Члены семьи как индивидуумы и социальные факторы как определяющие условия включаются в терапевтический процесс.

7)     Понятия позитивной психотерапии доступны каждому: речевые барье­ры устранены (равенство шансов в психотерапии).

8)     Позитивная психотерапия предлагает базовую концепцию для работы с любыми болезнями и расстройствами; она определяет три отправные точки: профилактика, собственно лечение и реабилитация (универсальность применения).

9)     Позитивная психотерапия предлагает своим содержательным процес сом такую концепцию, в рамках которой могут рационально применяться и до­полнять друг друга различные методы и специальные направления (метатеоретические и метапрактические аспекты).

Формы переработки конфликтов – предыдущая | следующая – Терапевт и пациент

Психосоматика и позитивная психотерапия