Глава 3 Теория функциональных систем и системогенеза (3.1.)

Понятие функциональной системы, ассимилированное А. Р. Лурия для обоснования «мозговой локализации» психологических систем, играет важную роль и для понимания различных аномалий развития, которые, по Л. С. Выготскому, представляют собой патологические новообразова­ния, обусловленные тем или иным первичным дефектом. Формирование таких новообразований имеет те же закономерности, что и у нормально развивающихся детей, и это означает, что принципы, заложенные в опи­сание структуры функциональной системы и закономерностей системо­генеза, должны быть использованы для анализа нарушенного развития.

П. К. Анохин в теории функциональной системы разработал методо­логический подход к решению вопроса о том, как могут взаимодейство­вать различные структурные образования в целостной работе живого организма, решающего адаптационные задачи. В трудах по системогенезу он сформулироват основные методологические принципы, позволяю­щие объяснить закономерности формирования функциональных систем.

3.1. Основные понятия теории функциональных систем

Функциональная система (ФС) представляет собой единицу интег­рации целого организма, складывающуюся для достижения любой его приспособительной деятельности. Работа всех составных элементов такой саморегулирующейся организации способствует получению важного для организма приспособительного результата, который и выступает системообразующим фактором каждой функциональной сис­темы, которая, в свою очередь, характеризуется сложностью строения и динамичностью, то есть способностью перераспределения входящих в ее состав частей (Анохин П. К., 1948,1968, 1980).

П. К. Анохин называет основные признаки ФС как интегративного образования.

1. ФС включает в свой состав центральные и периферические об­разования. Это позволяет осуществлять саморегуляцию на осно­ве циркуляции от центра к периферии и обратно.

  1. Существование ФС обязательно связано с получением како­го-либо приспособительного эффекта. Этот конечный резуль­тат и определяет распределение возбуждений и активностей по все функциональной системе в целом.
  2. В ФС обязательно включаются рецепторные аппараты, оценива­ющие результаты ее действия. Например, хеморецепторы в дыха­тельной или осморецепторы (осмотическое давление) в крове­носной системе. В случае поведения — это афферентный аппарат нервной системы. Центральное объединение афферентаций, со­ответствующих результату действия, выполняет при этом роль рецептора результатов действия (акцептора действия). Акцептор действия формируется динамически в связи с меняющимися ус­ловиями ситуации и формируется до получения результатов дей­ствия — как ожидаемый образ действия.
  3. Поток обратных афферентаций при наличии эффективного результата закрепляет последнее эффективное действие, и этот по­ток становится «санкционирующей афферентацией», которую можно рассматривать как энграмму памяти, сохранение в памяти условий, при которых наиболее успешно осуществляется то или иное действие.
  4. Объединение частей функциональной системы (принцип консолидации), которое обладает всеми признаками ФС (архитектур­но и функционально), складывается к моменту рождения. Таким образом, функциональные системы, обеспечивающие физиоло­гические, витальные функции, должны созревать к моменту рож­дения. А это означает, что отдельные их элементы должны стать полноценно функционирующими еще до момента рождения.

Регулятивные свойства каждой функциональной системы обеспе­чиваются конкретными механизмами, которые П. К. Анохин называ­ет узловыми.

Афферентный синтез — исходная стадия центральной организации любой функциональной системы. Она обеспечивается синтезом четы­рех основных форм афферентаций.

1. Доминирующая мотивация связана с побуждениями, потребнос­тями, в том числе и идеальными. Любая внешняя или внутрен­няя информация сопоставляется с доминирующей мотивацией, и определяется ее значимость для мотивационного содержания.

  1. Обстановочная афферентация — совокупность всех внешних факторов, дающих информацию об обстановке, внешней среде, в которой предпринимается тот или иной поведенческий акт, со­здает предпусковую интеграцию возбуждений, которые будут ре­ализованы, как только возникнет пусковой раздражитель.
  2. Пусковая афферентация связана с определенным моментом в об­становочной ситуации, наиболее выгодным с точки зрения вы­полнения приспособительного акта.
  3. Афферентации, связанные с аппаратами памяти, позволяют со­отнести получаемую информацию с прошлым опытом и исполь­зовать этот опыт.

Афферентный синтез связан с теми возбуждениями, которые воз­никают в рецепторах, проявляются на подкорковом уровне и достига­ют максимального взаимодействия на уровне коры.

Принятие решения завершает стадию афферентного синтеза и свя­зано с выбором одной единственной из многочисленных возможнос­тей совершения поведенческого акта, к совершению того или иного конкретного действия. Принятие решения означает ограничение сте­пеней свободы функциональной системы за счет выбора наиболее оп­тимального эффекторного действия, соответствующего ведущей по­требности и сформировавшегося на стадии афферентного синтеза. После принятия решения все комбинации возбуждений приобретают исполнительный, эфферентный характер.

Одновременно со стадией формирования эффекторного действия, от которого будет зависеть результат, формируется акцептор результата действия как аппарат прогнозирования результата деятельности фун­кциональной системы. На основе афферентного синтеза происходит программирование основных параметров необходимого результата, а на основе обратных афферентаций — постоянная оценка (контроль) параметров полученного результата. Итогом взаимодействия этих?про­цессов становится «трансформация результатов афферентного синтеза в весьма адекватные распределения эфферентных возбуждений по ра­бочим органам» (Анохин П. К., 1968. — С. 241). Если будет достигнут ожидаемый результат, деятельность функциональной системы прекра­щается, отсутствие нужного результата приводит к реорганизации ФС. Акцептор результатов действия постоянно принимает информацию о достижении приспособительных результатов и проводит оценку их соответствия исходной потребности. Акцептор результатов действия формируется в виде определенного комплекса эфферентных возбужде­ний, соответствующих исполнительному акту, но еще не реализованных в виде определенных действий (Судаков К. В., 1987).

Обратная афферентация информирует о результатах совершенно­го действия, позволяет оценить успешность совершаемого действия.

П. К. Анохин выделяет две отдельные формы результативных обрат­ных афферентаций.

  1. Поэтапная OA дает информацию о результатах промежуточных действий, необходимых для получения конечного результата.
  2. Санкционирующая OA сообщает об окончательном выполнении поведенческого акта и закрепляет наиболее успешную интегра­цию соответствующих ему афферентных возбуждений.

Отдельные функциональные системы взаимодействуют на основе иерархического и многосвязного принципов. Иерархическое взаимо­действие предполагает, что результат деятельности одной системы входит в качестве компонента в результат деятельности другой. Одна ведущая ФС, отвечающая определенной потребности, сменяется дру­гой ФС, отвечающей следующей по очереди потребности.

Многосвязный принцип отражает обобщенную деятельность ФС. Изменение результата деятельности одной ФС приводит к изменению результатов деятельности других систем.

Целостный организм представляет, таким образом, иерархию мно­жества функциональных систем с использованием принципа много- связного регулирования (Судаков К. В., 1987).

Полноценная функциональная система, в соответствии с характе­ризующими ее основными признаками, таким образом, должна вклю­чать в свой состав следующие звенья:

а) рецепторные аппараты для получения информации;

б)  проводящие пути от периферии к центру;

в)  межцентральные связи, позволяющие интегрировать поведен­ческий акт;

г)  совокупность периферических органов, с помощью которых до­стигается результат;

д) совокупность афферентных аппаратов, обеспечивающих обрат­ную афферентацию о степени успешности выполненного акта, в которой представлены параметры достигнутого результата.

 

основные понятия-5 – предыдущая | следующая – теория функциональных систем-2

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым