Яндекс.Метрика

Глава 7. Исследования интеллекта (продолжение)

6. Словарь. Этот субтест требует от испытуемого понимания и умения определить содержание слов. Он включает слова разной степени трудности определения и частоты употребления (например: зима, ремонт, спешить, собирать, регулировать, тирада). Данный субтест выявляет словарный запас и культурный уровень, требует чувства меры и адекватности при определении необходимого и достаточного для раскрытия содержания слова. Качествен­ный анализ ответов по этому субтесту раскрывает особенности и уровень мыслительных процессов, может выявить формальные нарушения мышления (резонерство, нелепости, неологизмы и др.), а также характерологические и личностные черты (импульсивность, эгоцентризм, рационализм и пр.).

7. Кодирование. С этого субтеста начинаются невербальные задания. Испытуемому предлагается образец, в котором каждой из цифр, представ­ленных в натуральном ряду (по порядку), соответствует определенный гра­фический знак. После короткой тренировки испытуемый должен, пользуясь образцом, подставить эти знаки в пустые клетки под цифрами, следующими теперь в беспорядке и повторяясь. «Кодирование», как и другие невербаль­ные субтесты, требует прежде всего сохранности визуальной перцепции и праксиса, зрительно-моторной координации, а также точности и быстроты реакций, субтест чувствителен к психомоторному отставанию, характеризует зрительную память, обучаемость и активность испытуемого.

8. Недостающие детали. Испытуемый должен заметить и указать отсут­ствующую, но существенную деталь па каждом из серии предъявляемых ему поочередно рисунков. В некоторых случаях это просто недорисованная часть предмета, в других — менее заметная, но необходимая по смыслу деталь, отсутствие которой вносит элемент нелепости о изображение. Вот некоторые примеры субтеста: Дверь без ручки. Скрипка без одного колка. Отсутствие следов собаки, идущей рядом с человеком по снегу, на котором человек оставляет глубокие следы.Субтест требует перцептивно-концептуальной способности, умения видеть существенное в воспринимаемом.

9. Узор из кубиков. Субтест представляет собой модификацию известной методики исследования конструктивного мышления Коса. Задания этого суб­теста состоят в том, что испытуемый должен воспроизвести с помощью куби­ков (две стороны которых окрашены в красный цвет, две — в белый и две — красно-белые по диагонали) геометрический узор по образцу, предлагаемому ему экспериментатором сначала на кубиках, а потом на рисунках. Оценка и лимиты времени на каждое задание этого субтеста, так же как и для других субтестов методики Векслера, основаны на результатах проведенной им стандартизации. Оценка повышается, если задания выполнены за ко­роткое время. Векслер, характеризуя высокую способность этого субтеста из­мерять интеллект на невербальном материале, подчеркивает ценность допол­нительных данных, которые могут быть получены путем наблюдения и качественного анализа особенностей выполнения.

10. Расположение картинок. Вариант издавна используемого психоло­гами задания, известного в отечественной психологии под названием «уста­новление последовательности событий» или «последовательные картинки». Картинки этого субтеста похожи на комиксы и имеют юмористический или моралистический подтекст, т. е. социально-значимое содержание. Испытуе­мый должен установить порядок событий, разные моменты которых изо­бражены на отдельных карточках и разложить эти карточки в правильном порядке. История, которую затем испытуемого просят рассказать по состав­ленной им последовательности картинок, не влияет на количественную оценку, но может служить весьма цепным материалом для качественного анализа, нередко позволяющего обнаружить специфические особенности мышления или его нарушений, а также особенности личности и значимых для больного межличностных отношений.

11. Складывание фигур. Субтест, в котором испытуемому последова­тельно предлагаются четыре задания, в каждом из которых следует из раз­розненных частей сложить целую фигуру. Это — фигура человека, профиль лица, кисть руки, слои. Трудность заданий постепенно возрастает. Так, че­ловеческая фигура разделена на обычные части тела; трудность лишь в том, чтобы не перепутать правую и левую руки и ноги, линии отреза которых неодинаковы. Части профиля лица разделены уже необычным образом, но соединить их помогает нанесенный сверху рисунок. Рука не имеет рисунка, и по необычно разделенным частям трудно догадаться сразу, что это за предмет. Слон также расчленен необычным образом, и в этом расчленении есть особо трудные детали.

Особенностью подхода Векслера является стандартизация этих методик, позволяющая сделать результаты обследования доступными не только качественному, но и количественному анализу. Поэтому проведение исследования по методике WAIS, как и оценка результатов, должно строго соответствовать опи¬санной в руководстве процедуре, что требует специальной под¬готовки и натренированности экспериментатора. Инструкции, даваемые испытуемому, также должны предъявляться стан¬дартно (зачитываться наизусть). Обследование проводится в от¬дельной комнате, в спокойной, доброжелательной обстановке. Необходимо позаботиться об установлении контакта с испы¬туемым и поддерживать его на протяжении всего обследования.

тест интеллекта WAIS – предыдущая | следующая – коэффициент интеллекта, IQ

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание