Сравнение взглядов Х. Кохута и В.Р.Д.Фэрберна
Взгляды Х.Кохута было бы интересно сравнить с представлениями Д.В.Винникотта, Р.Д.Лейнга, К.Хорни и ряда других авторов, развивающих отчасти сходные идеи. В виду ограниченности рамками работы предлагается только сравнение взглядов Х.Кохута со взглядами В.Р.Д.Фэрберна (Fairbairn W.R.D., 1966).
Кохут не ссылается на теорию объектных отношений В.Р.Д. Фэрберна, поэтому Х.Бакаль (Bacal Я., 1987) достаточно спекулятивно утверждает, что исследователь, скорее всего, не изучал работ Британской группы теоретиков объектных отношений. Однако другие авторы видят возможным сравнение их представлений о нарциссизме. М.Рендон (Rendon М., 1981) отмечает сходство описания Фэрберном шизоидной личности и описания Кохутом нарциссической личности. М.Роббинс (Rabbins М., 1992) обращает внимание на то, что характеристики нарциссической личности у Кохута очень похожи на три основные характеристики шизоидной личности у Фэрберна (всемогущество, отделенность, самопоглощенность). Термин «грандиозность» последним не используется, но подразумевается имплицитно. Оба автора видят причину патологического развития во фрустрации (слабой эмпатии) со стороны материнской фигуры. И тот, и другой описывают вертикальное расщепление (фрагментацию) и горизонтальное расщепление (репрессию). Фэрберн описывает шизоидный процесс, как расщепление Я, если одновременно отвергается любовь ребенка и не удовлетворяется его потребность быть любимым. У Кохута это звучит сходно в отношении неудовлетворенных нарциссических нужд. Оба исследователя придавали основное значение диадическим взаимоотношениям, а не эдипову конфликту. Кохут считал, что в триангулярной ситуации происходит лишь проекция «хорошего» и «плохого» частичных объектов на родительские фигуры, и что значимость эдиповых конфликтов становится отчетливой только при патологическом (дефицитарном) развитии Я.
Фэрберн и Кохут сходным образом рассматривают феномены, связанные с влечениями, как результат патологического «слома», дезинтеграции.
Различие позиций в понимании нарциссизма относится к идеализации. Идеализированный объект Фэрберна, в том смысле, в каком Кохут видит полюс архаичного нарциссизма, включает реальные качества первичного объекта. Идеализированный объект, освобожденный от неприемлемых качеств подавлением, становится ядром Эго-идеала. Фэрберн считал, что инфантильная инициальная идеализация реалистична, а нереалистическая, или патологическая нарцис- сическая идеализация является ответом на фрустрацию. Кохут, наоборот, полагает, что нормальное архаичное идеализированное родительское имаго совершенно нереалистично, и что при нормальном развитии возникают гораздо более реалистичные идеалы.
Подход психологии Я – предыдущая | следующая – Психотерапия по Х.Кохуту