Методика обследования чтения вслух и «про себя» у младших школьников (продолжение)

Задание 5. Чтение низкочастотных слов. С помощью этого задания изучается фонетическое чтение малочастотных слов различ­ной длины.

Процедура проведения. Логопед дает задание учащимся пооче­рёдно прочитать три строчки со словами.

Инструкция: «Сейчас тебе нужно прочитать слова различной сложности, расположенные в трех строчках. Постарайся прочитать их правильно».

ВЫЛ МЕЛ ПУХ ЛЮК

ВАЗА ЛЮДИ ШАРЫ МЯЛИ

ПАРТА ШУТКА БРОВИ КЛЁНЫ

Данное задание дает возможность изучить:

1)    правильное фонетическое чтение малочастотных слов с ис­пользованием различных способов (целостно, по слогам, слияниями, по буквам);

2)  количество и характер допущенных ошибок;

3)  количество необоснованных пауз;

4)  ошибки ударения;

5)  выбор направления при чтении.

Отмечаются случаи слежения по тексту.

Задание 6. Орфоэпическое чтение частотных слов. Это зада­ние направлено на изучение способности учеников читать частотные слова с использованием правил орфоэпии.

Процедура проведения. Учащимся дается задание громко прочи­тать три строки со словами различной сложности, в которых написа­ние слов не соответствует их произнесению.

Инструкция: «Сейчас ты будешь читать слова, которые раньше тебе часто встречались. Читай те слова, которые можешь».

ГОД МЁД САД ОНА

ВХОД ХЛЕБ МЯСО МАСЛО

МОЛОКО ЯБЛОКО КЕФИР ПРОДУКТЫ

С помощью предлагаемого задания изучается:

1)    правильность орфоэпического чтения частотных слов с ис­пользованием различных способов чтения слов (целостно, по слогам, слияниями, по буквам);

2)  количество и характер допущенных ошибок;

3)  количество необоснованных пауз во время чтения;

4)  ошибки ударения;

5)  выбор направления при чтении.

Фиксируются случаи слежения по тексту.

Задание 7. Орфоэпическое чтение низкочастотных слов. Бла­годаря выполнению этого задания у школьников изучается овладение навыком орфоэпического чтения низкочастотных слов.

Процедура проведения. Школьникам предлагается громко прочи­тать три строки слов различного уровня сложности, в которых напи­сание слов не соответствует их произнесению.

Инструкция: «Пожалуйста, прочитай слова, которые тебе встреча­лись реже, чем предыдущие. Читай те слова, которые ты можешь прочи­тать».

НОЖ ЛЁГ РАЗ РЯД

НОГА ВЯЖУ ЗАЯЦ ОСЁЛ

ЛОДКА РОЖКИ ЧТОБЫ ОСИНЫ

Выполнение учениками предложенного задания дает возмож­ность изучить:

1)   правильность орфоэпического чтения малочастотных слов раз­личными способами (целостно, по слогам, слияниями, по буквам);

2)  количество и характер допущенных ошибок;

3)  количество необоснованных пауз во время чтения;

4)   ошибки ударения;

5)  выбор направления при чтении.

Отслеживается использование слежения по тексту во время чтения.

Задание 8. Чтение квазислов. Данное задание дает возможность изучить у детей способность читать не существующие в русском язы­ке слова.

Процедура проведения. Экспериментатор просит ребенка громко прочитать квазислова:

ЗАР ШОЧ РЫЦ КЫФ

РЕГО ПАВИ ДОЖУ ВЫСА

КАВРА ТИПНЕ ДЯЧНА СЮТНЁ

Инструкция: «Сейчас мы будем выполнять восьмое задание. Те­бе нужно прочитать слова, которые не существуют. Если какое-нибудь слово окажется для тебя очень трудным, то пропусти его и постарайся прочитать следующее».

С помощью этого задания изучается:

1)  правильность чтения квазислов;

2)  способ чтения (целостно, по слогам, слияниями, по буквам);

3)  количество и характер допущенных ошибок;

4)   выбор направления при чтении.

Обращается внимание на использование прослеживания пальцем по тексту.

Задание 9. Чтение текстов различной сложности. С помо­щью предлагаемого детям задания изучается чтение текстов различ­ной сложности.

Процедура проведения. Ученика просят прочитать и пересказать тексты различной сложности.

Инструкция: «Прочитай внимательно текст, а потом расскажи, о чём этот текст».

Текст № 1. Ли — са

Ли-са ры-ла но-ру. Но-ра бы-ла глу-бо-ка.

2  предложения, 6 слов, 27 букв, 14 согласных, 13 гласных.

Текст № 2. Коза

У Вовы была коза. Козу пасли на лугу. У козы много молока.

3  предложения, 12 слов, 44 буквы, 22 согласных, 22 гласных.

Текст № 3. Чиж

У Ва-ри был чиж. Жил чиж в клет-ке. Он не пел. Ва-ря вы-пус- ти-ла чи-жа на сво-бо-ду. Чиж сел на вет-ку и ве-се-ло за-пел.

5 предложений, 23 слова, 82 буквы, 47 согласных, 35 гласных.

Текст № 4. Щенок

Плачет маленькая Оленька. У неё пропал щенок Булька. Щенок был беленький. Только ушки были чёрненькие. Оленька кормила его молоком.

Через день мама нашла щенка под крыльцом. Оленька была рада. 7 предложений, 29 слов, 156 букв, 83 согласных, 63 гласных.

С помощью приведенных выше текстов изучается:

1)    продуктивность чтения текстов;

2)    скорость  чтения;

3)    способ чтения (целостно, по слогам, слияниями, по буквам);

4)    количество и характер ошибок;

5)    выразительность чтения (оценивается только в 4 тексте);

6)    направление зрительного слежения;

7)   способность составить пересказ текста;

8)   доступность текста.

Отдельно отмечается использование прослеживания пальцем по тексту.

Обследование чтения – предыдущая | следующая – Изучение чтения слов

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при нейропсихологических проблемах