Яндекс.Метрика

Методика обследования чтения вслух и «про себя» у младших школьников (продолжение)

3.2. Изучение чтения слов с регулярным и нерегулярным написанием у младших школьников

Ахутина Т.В., Головина О.Е.

Методика предназначена для определения используемой страте­гии переработки информации (аналитической или холистической) при чтении слов.

В подборе слов для этой методики учитывались 2 основных па­раметра — частотность и возможность или невозможность прочтения слова с использованием только фонетических законов чтения: слова с регулярным написанием можно прочесть правильно при использова­нии фонетических и морфологических законов чтения (кто, курица), слова с нерегулярным написанием требуют знания дополнительной информации о правилах чтения этого слова (что-[што], бульон- [бул’йон], извозчик— [извощик]). Слова были разделены на 4 группы слов по 15 слов в каждой:

  • частотные регулярные (фонетические) слова — те слова, которые встречаются ребенку достаточно часто и читаются так же, как и пишутся;
  • нечастотные регулярные (фонетические) — те слова, которые встречаются ребенку гораздо реже, но читаются так же, как и пи­шутся;
  • частотные нерегулярные (нефонетические) — слова, которые встречаются ребенку достаточно часто, а произносятся и пишутся по-разному;
  • нечастотные нерегулярные (нефонетические) — слова, которые встречаются ребенку редко и произносятся и пишутся по-разному. Внутри частотных и нечастотных групп слов регулярные и нере­гулярные слова уравнивались по произносительной сложности (ПС), которая высчитывалась по формуле: произносительная сложность = количество звуков в слове (сумма гласных и согласных звуков)х 1 + (количество закрытых слогов) х 1 + (количество стечений соглас­ных) х 2 (см. Таблицу 2).

Таблица 2.

Стимульный материал

частотные слова нечастотные слова
регуляр­ные ПС нерегу­лярные ПС регуляр­ные ПС нерегу­лярные ПС
1 море 4 что 5 зона 4 пюре 4
2 курица 6 учиться 5 весть 7 мужчина 6
3 семья 8 праздник 13 рукавица 8 городской 12
4 кто 5 счёт 4 учёт 5 кафе 4
5 ящик 6 нового 6 синица 6 итого 5
6 здание 9 радостный 12 глупость 12 лестница 10
7 этот 5 его 4 кофе 4 ателье 9
8 столько 9 чтобы 7 лучина 6 мягкий 10
9 немецкий 12 пятнадцать 12 клятва 11 извозчик 11
10 много 7 ничего 6 щётка 8 купе 4
11 почта 8 счастье 11 житель 6 бульон 10
12 слово 7 которого 8 любезный 12 расчёска 10
13 строго 10 сердце 8 метель 6 позже 6
14 направо 9 конечно 10 вечный 10 отель 5
15 чудесный 12 какого 6 кузница 10 песчаный 8
ИТОГО: 117 117 115 114

 

 

Кар­ Кар­ Кар­ Кар­ Кар­ Кар­ Кар­ Кар­
точка точка точка точка точка точка точка точка
№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8
немец­ пятна­ ИЗВОЗ­
море что зона пюре кий дцать клятва ЧИК
мужчи­
курица учиться весть на много ничего щётка купе
празд­ рукави­ город­ бульон
семья ник ца ской почта счастье житель
кафе которо­ любез­ расчёс­
кто счёт учёт слово го ный ка
ящик нового синица итого строго сердце метель позже
радост­ глу­ лестни­ вечный
здание ный пость ца направо конечно отель
кофе чудес­ песча­
этот его ателье ный какого кузница ный
столько чтобы лучина мягкий

Процедура проведения: Ребенку дается инструкция: «Читай слова» и предъявляются карточки, на которых напечатаны столбики из 8-7 слов.

Фиксируется время прочтения каждой карточки. Чтение записы­вается на диктофон, а затем протоколируется.

3.3. Изучение навыков чтения вслух и « про себя» у учащихся начальных классов

Иншакова О.Б., Ахутина Т.В.

Изучение двух видов чтения, чтения вслух и чтения «про себя», осваиваемых школьниками в процессе их обучения, проводится с конца первого года обучения и далее в начале и в конце каждого сле­дующего учебного года с помощью специально подобранных текстов и позволяет выявить дислексию. Ежегодно в текстах увеличивается количество предложений, количество слов со сложной слоговой структурой, согласных и гласных букв, количество встречающихся в словах кластеров. Возрастание сложности текстов, предназначенных для чтения вслух, представлено в таблице 3.

Таблица 3.

Анализ сложности контрольных текстов для чтения вслух

1 класс 2 класс 2 класс 3 класс 3 класс 4 класс
Парамет­ Текст Текст Текст Текст Текст Текст
ры «Живая «Мура­ «Купа­ «Петух «Коро­ «Лежа-
текста шляпа» вей и го­ ние Мед­ и насед­ ва и ко­ чии
лубка» вежат» ка» зел» камень»
слов 54 57 90 96 129 151
знаков 252 287 475 533 629 776
гласных 108 123 201 219 279 325
согласных 141 158 268 302 342 444
кластеров 22 25 46 57 64 72
однослож­ 19 17 28 19 34 46
ных слов
двуслож­ 19 17 27 47 48 53
ных слов
количество трёхслож­ 13 18 19 22 33 29
  ных слов
четырёх­ 2 5 13 10 10 12
сложных слов
пятислож­ 1 0 3 2 2 2
ных слов
шестислож­ 0 0 0 0 1 2
ных слов
семислож- 0 0 0 0 0 1
ных слов

 

Процедура обследования с момента начала чтения полностью записывается на диктофон. Скорость чтения фиксируется с помощью секундомера. Отсчет времени ведется с начала текста, не включая его название. Оценка скорости происходит либо в процессе обследования чтения, либо позже при прослушивании аудиозаписи во время обра­ботки материала.

Результаты обследования переносятся в индивидуальный прото­кол учащегося.

Процедура проведения. Школьникам предлагается прочитать текст от начала до конца, вместе с заголовком.

Инструкция: «Пожалуйста, громко читай текст вместе с его на­званием. Читай внимательно, так как после чтения его нужно переска­зать».

В процессе чтения определяются:

1)  скорость чтения;

2)   ступень (способ) чтения: побуквенное чтение; слоговое чтение, которое может быть отрывистым или плавным; синтетическое чтение (чтение словами и слогами сложных слов), словосочетаниями и пред­ложениями;

3)  ошибки чтения;

4)  выразительность чтения.

Помимо этого во время чтения фиксируется использование сле­жения по строке.

Далее приводятся образцы текстов, используемых при обследовании чтения вслух школьников первых, вторых, третьих и четвертых классов.

Все тексты, выбранные для проверки, рекомендованы для использо­вания Министерством образования и науки РФ.

Способ чтения – предыдущая | следующая – Тексты для чтения вслух

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при нейропсихологических проблемах