canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Психоаналитическое учение о неврозах Ф.Дойча. Органическая симптоматика при неврозе.

К психоаналитической теории психосоматических заболеваний (продолжение)

Соматический язык как «поток конверсий»

Чрезвычайно плодотворными оказались попытки Феликса Дойча (1922, 1924, 1926, 1933, 1939, 1949, 1953, 1959) расширить концепцию истерической конверсии в рамках психоаналитического учения о неврозах. На основе «на­блюдений у постели органического больного», которые Дойч (1924) смог сде­лать в качестве интерниста одной из венских клиник, он пришел к представле­нию о том, что процессы конверсии «ни в коем случае не ограничиваются не­врозами». Процессы конверсии «могут наблюдаться и при заболеваниях, сопро­вождаемых не только функциональными, но главным образом органическими нарушениями». Исследованием этих процессов он надеялся разъяснить «воз­можность… загадочного прыжка из психики в соматику». При этом он, однако, подчеркивал, что такое исследование «интересно скорее для интерниста, чем для психоаналитика». Психоанализ же, с его точки зрения, «не может ожидать более глубокого понимания симптомообразования» от этих исследований.

В своих работах он нигде не выходил за рамки психоаналитического уче­ния о неврозах. Однако он внес существенный вклад в дифференцирование психоаналитического понимания генеза и динамики психосоматических забо­леваний. Дойч (Deutsch, 1924) понимает процесс конверсии как постоянный, действующий в течение всей жизни, движимый общим непроизвольным стрем­лением к подавлению инстинктов, сопряженному с необходимостью постоян­ного сброса излишней инстинктивной энергии. Он утверждает, что «конвер­сии в определенных границах представляют собой необходимые формы пси­хического выражения, ставшие необходимыми благодаря культуральным тре­бованиям к человеку». В этом смысле процессы конверсии представляют со­бой необходимые формы реакций, направленных для поддержания здоровья и самочувствия.

В качестве примеров Дойч приводит, среди прочего, гиперемию лица, транзиторные цефалгии, потливость при возбуждении и типичные двигатель­ные проявления, полагая, что все эти процессы конверсии, которые он назы­вает «языком органики», служат «лишь для сброса застойного либидо, облом­ков аффекта, накопление которых отягощает бессознательное». Нарушения этого постоянного процесса конверсии происходят тогда, когда вытесненные инстинктивные импульсы ведут к стойкой перегрузке органа или системы ор­ганов, отличающихся наименьшей сопротивляемостью в каждом конкретном случае или повышенной готовностью к заболеванию вследствие бессознатель­ной идентификации со значимым лицом, имеющим заболевание этого органа. При этом Дойч (Deutsch, 1926) считал вероятным, что такая чрезмерная заг­рузка органа энергией возбуждения вытесненного инстинкта происходит еще до манифестации соматических симптомов.

Сходным представляется ему механизм связи с органической симптома­тикой при актуальном неврозе. Он предполагает, что чрезмерная загрузка ор­ганов вытесненным либидо должна, наконец, вести к тому, что либидо отво­дится за счет сброса тревоги: «Высвобождение слишком большого количе­ства тревоги сопровождается острыми расстройствами нагруженных либидо органов». В результате этого возникают приступообразные соматические рас­стройства. У здорового человека, напротив, постоянный процесс конверсии, который Дойч называет также «конверсионным потоком», обеспечивает «по­стоянное дробное разрушение тревоги, чрезвычайно необходимое» для под­держания здоровья.

Так, Дойч приходит к концепции «соматического языка», являющегося при здоровье и болезни выражением специфической конфигурации инстинк­та и защиты Я и проявляющегося также в постоянном «конверсионном пото­ке». Но в то время, как в норме соматические симптомы «органического язы­ка» являются «форпостами предсознания» и лишь «первыми признаками лег­ко вербализуемого содержания сознания», в патологии «экспрессивная тен­денция» соматических процессов отрезана от сознания для защиты от чрез­мерно сильных вытесненных инстинктивных побуждений (Deutsch, 1926). С точки зрения концепции постоянного «конверсионного потока» органические симптомы предстают выражением невротических конфликтов так же, как и другие формы психических заболеваний. «В каждой органической болезни в малом масштабе разыгрывается невроз», – пишет он (Deutsch, 1933).

Тот факт, что место постоянной «дробной конверсии» занимает «внезап­ная» конверсия, он объясняет недостаточным вытеснением отраженных ин­стинктивных импульсов. При этом он предполагает, что «переход в соматику происходит потому, что расход психической энергии здесь менее значителен, чем при формировании невротических, неорганических симптомов» (Deutsch, 1922). Органические симптомы следует в целом понимать как предохрани­тельные клапаны, обслуживающие защиту и сброс вытесненных инстинктив­ных побуждений.

«Можно даже утверждать, – полагает Дойч (Deutsch 1924), – что если бы не существовало органической патологии, то людям в гораздо большей степе­ни стали бы угрожать неврозы. Ибо в ней поток конверсии находит свой бес­сознательный выход, преграждаемый в здоровые времена какими-то препят­ствиями. Чем сильнее врывается поток конверсии в заболевание, тем тяжелее оно будет протекать».

Глобальное расширение модели конверсии на все органические симпто­мы ведет к смещению акцентов при постановке проблемы. Вопрос теперь не в том, почему психический конфликт предстает в форме органического расстрой­ства, а в том, почему он проявляется по большей части не в форме органичес­ких заболеваний. Дойч снова и снова указывал на то, что каждая форма психи­ческого заболевания сопровождается специфическими изменениями сомати­ческого языка. Он считал, что в каждом анализе рано или поздно «соматика каким-то образом берет слово», и что «пациент всегда говорит на двойном языке – вербальном и соматическом» (Deutsch, 1926).

Концепция Г. Гродека – предыдущая | следующая – Концепция соматического языка

Психосоматическая терапия. Оглавление

Яндекс.Метрика