canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Концепция Г. Гродека. Исследование Гродека болезни как символа Оно.

К психоаналитической теории психосоматических заболеваний (продолжение)

Организм как символ

Против сужения психодинамического рассмотрения областью неврозов вы­ступил три года спустя Георг Гродек (1917), считавшийся тогда «диссидентом» психоанализа, в работе о «психической обусловленности и психоаналитическом лечении органических заболеваний». Гродек (у которого Фрейд позднее заимство­вал термин Оно для сферы неосознаваемых инстинктов, недоступного центра личности «в котором мы предполагаем наличие открытого выхода в соматику» (Freud, 1923b)) выдвинул в этой работе следующий тезис: «Я считаю глубоким заблуждением предполагать, что лишь истерик обладает даром делать себя боль­ным с какой-либо целью; каждый человек обладает этой способностью, и каждый использует ее в объеме, который мы не вполне себе представляем». За проявлени­ями болезни он видел «глубоко скрытые шифры неизвестного Оно, не имеющего, с его точки зрения, ни определения, ни объяснения.

Это Оно, которым «живет» человек, использует для своих целей и реше­ний как органические процессы, так и психическую динамику. Поэтому для Гродека не существует кардинальной противоположности между органичес­ким и психическим процессами. Он в особенности указал на сходство дина­мики сновидений и органической симптоматики и сформулировал концепцию сходства генеза органических симптомов с формированием сновидений и не­вротических симптомов. Он утверждал, что «органические симптомы развиваются так же, как сновидения и невротические симптомы, что не существует принципиального различия между психическими и органическими процесса­ми…, что Оно проявляет себя в большей мере то психическим, то органичес­ким путем». Объяснить это при современном ему состоянии знания он считал невозможным: «Мы стоим здесь перед нерешенной пока загадкой».

Итак, Гродек расширяет концепцию истерической конверсии, видя в этом механизм, присущий вообще всем жизненным процессам. «Оно» находит при этом символическое выражение как психических, так и органических процес­сов. В этом смысле он говорит об «организме как символе».

Гродек, сам предстающий в своей автобиографии как «виртуоз конвер­сии», видит, однако, органическое заболевание не только как следствие и сим­волическое выражение «глубоко скрытых решений неизвестного Оно». Он признает его функцию во взаимодействии с окружающим миром. Болезнь имеет задачу защитить больного, или же Оно, которым он «живет», – от непереноси­мых раздражителей. В связи со своей гипотезой защиты от раздражителей Гродек формулирует представление о тенденции бессознательного перекры­вать доступ внутрь человека. «Что, тем не менее, все же вторгается, представ­ляясь ядовитым для Оно, растворяется, обволакивается слизью и с плевком исторгается наружу, – замечает он относительно органических нарушений дыхательных путей. – Странно в этом процессе то, – продолжает он – что бес­сознательное приравнивает друг к другу и одинаково обращается как с психи­ческим, так и с соматическим вторжением». Эта мысль, как и другие наблюде­ния Гродека, сейчас получает особую значимость в свете новых психоанали­тических исследований психологии Я и группы.

Вместо интрапсихического конфликта между инстинктивным побужде­нием и защитой Я, в котором Фрейд видит основу процесса конверсии, здесь выступает конфликт между недифференцированной психосоматической ин­станцией и окружающим миром. Тем самым Гродек по существу отходит от индивидуально-психологической постановки вопроса раннего психоанализа – шаг, в результате которого психическая структура рассматривается не диффе­ренцированно. Это обстоятельство, с моей точки зрения, привело к тому, что его работы мало повлияли на дальнейшее развитие психосоматических иссле­дований.

Фрейд, на что уже указывалось, все же весьма ценил Гродека, несмотря на недостатки его теоретической системы. Для него решающим было то, что Гродек рассматривал болезнь с точки зрения поведения личности, даже если это понималось лишь как символ Оно, а также то, что он понимал психоанализ преж­де всего как метод психодинамического исследования и лечения болезней.

Лечение органических заболеваний – предыдущая | следующая – Учение о неврозах Г.Гродека

Психосоматическая терапия. Оглавление

 

Яндекс.Метрика