К психоаналитической теории психосоматических заболеваний (продолжение)

Организм как символ

Против сужения психодинамического рассмотрения областью неврозов вы­ступил три года спустя Георг Гродек (1917), считавшийся тогда «диссидентом» психоанализа, в работе о «психической обусловленности и психоаналитическом лечении органических заболеваний». Гродек (у которого Фрейд позднее заимство­вал термин Оно для сферы неосознаваемых инстинктов, недоступного центра личности «в котором мы предполагаем наличие открытого выхода в соматику» (Freud, 1923b)) выдвинул в этой работе следующий тезис: «Я считаю глубоким заблуждением предполагать, что лишь истерик обладает даром делать себя боль­ным с какой-либо целью; каждый человек обладает этой способностью, и каждый использует ее в объеме, который мы не вполне себе представляем». За проявлени­ями болезни он видел «глубоко скрытые шифры неизвестного Оно, не имеющего, с его точки зрения, ни определения, ни объяснения.

Это Оно, которым «живет» человек, использует для своих целей и реше­ний как органические процессы, так и психическую динамику. Поэтому для Гродека не существует кардинальной противоположности между органичес­ким и психическим процессами. Он в особенности указал на сходство дина­мики сновидений и органической симптоматики и сформулировал концепцию сходства генеза органических симптомов с формированием сновидений и не­вротических симптомов. Он утверждал, что «органические симптомы развиваются так же, как сновидения и невротические симптомы, что не существует принципиального различия между психическими и органическими процесса­ми…, что Оно проявляет себя в большей мере то психическим, то органичес­ким путем». Объяснить это при современном ему состоянии знания он считал невозможным: «Мы стоим здесь перед нерешенной пока загадкой».

Итак, Гродек расширяет концепцию истерической конверсии, видя в этом механизм, присущий вообще всем жизненным процессам. «Оно» находит при этом символическое выражение как психических, так и органических процес­сов. В этом смысле он говорит об «организме как символе».

Гродек, сам предстающий в своей автобиографии как «виртуоз конвер­сии», видит, однако, органическое заболевание не только как следствие и сим­волическое выражение «глубоко скрытых решений неизвестного Оно». Он признает его функцию во взаимодействии с окружающим миром. Болезнь имеет задачу защитить больного, или же Оно, которым он «живет», – от непереноси­мых раздражителей. В связи со своей гипотезой защиты от раздражителей Гродек формулирует представление о тенденции бессознательного перекры­вать доступ внутрь человека. «Что, тем не менее, все же вторгается, представ­ляясь ядовитым для Оно, растворяется, обволакивается слизью и с плевком исторгается наружу, – замечает он относительно органических нарушений дыхательных путей. – Странно в этом процессе то, – продолжает он – что бес­сознательное приравнивает друг к другу и одинаково обращается как с психи­ческим, так и с соматическим вторжением». Эта мысль, как и другие наблюде­ния Гродека, сейчас получает особую значимость в свете новых психоанали­тических исследований психологии Я и группы.

Вместо интрапсихического конфликта между инстинктивным побужде­нием и защитой Я, в котором Фрейд видит основу процесса конверсии, здесь выступает конфликт между недифференцированной психосоматической ин­станцией и окружающим миром. Тем самым Гродек по существу отходит от индивидуально-психологической постановки вопроса раннего психоанализа – шаг, в результате которого психическая структура рассматривается не диффе­ренцированно. Это обстоятельство, с моей точки зрения, привело к тому, что его работы мало повлияли на дальнейшее развитие психосоматических иссле­дований.

Фрейд, на что уже указывалось, все же весьма ценил Гродека, несмотря на недостатки его теоретической системы. Для него решающим было то, что Гродек рассматривал болезнь с точки зрения поведения личности, даже если это понималось лишь как символ Оно, а также то, что он понимал психоанализ преж­де всего как метод психодинамического исследования и лечения болезней.

Лечение органических заболеваний – предыдущая | следующая – Учение о неврозах Г.Гродека

Психосоматическая терапия. Оглавление