Яндекс.Метрика

Социокультурные стереотипы отношения к тяжелобольным как условие изменения личности

Глава 3

Социокультурные стереотипы отношения к тяжелобольным как условие изменения личности

Человек, заболевший тяжелой болезнью, перенесший операцию и возвращающийся к жизни, работе, общению, вынужден учитывать множество новых условий, изменений, внесенных болезнью в его жизнь. Человек вынужден учитывать эти изменения, понимать их и приспосабливаться к ним, если он стремится строить свою активную деятельность таким образом, чтобы она оставалась успешной, протекала без срывов, приносила желаемый полезный результат. Таким образом, личность пересматривает и трансформирует всю преморбидно сложившуюся мотивационную структуру, соотнося ее с новым состоянием организма.

В этой связи возникает вопрос о том, какова динамика мотивационных изменений в отдаленном катамнезе, т.е. в тот период, когда больные уходят из стационара в “открытое общество”, получая тем самым возможность в полной мере испытать на себе новое качество жизни. Кроме того, важно оценить и то, насколько общество готово принять больных, оказать им поддержку, действенную помощь (кроме выражения сочувствия, сострадания и выплаты пенсии по инвалидности).

Для ответа на эти вопросы нами совместно с дипломницей Дмитриевой Е.В. было предпринято специальное исследование. Мы предположили, что утвердившиеся в нашем обществе социокультурные стереотипы отношения к тяжелобольным могут способствовать нарастанию социальной и психологической беспомощности и бесперспективности жизни. Последнее становится важным условием формирования все более нарастающей психологической инвалидизации, повышающей вероятность возникновения личностных аномалий.

В любом обществе “технологически” заложена роль больного, задающая системы нормативных свойств и связанных с ними оценок, которые несут на себе отпечаток данной культуры. В каждой культуре существует стереотип, статус больного. В каждой культуре существует также стереотип восприятия послеоперационого больного. Таким образом, к больным, попадающим, например, из хирургических клиник в жизнь, социальная среда поворачивается достаточно определенными гранями. Существующая в обществе информация о человеке как о больном, перенесшем хирургическую операцию, создает систему определенных ожиданий по отношению к нему со стороны людей, вступающих с больным во взаимодействие.

Система ролевых отношений не является пассивной структурой. Это как бы “сеть” линий, по которым направляется энергия и активность человека, которому предписывается роль больного. В первую очередь, активность и энергия человека направляется ближайшим ему окружением, а также, — общественной системой в целом. По этим “линиям” активность человека может осуществляться наиболее легко, не встречая сопротивления; наоборот, человек как бы “подталкивается” в определенную сторону. Если человек внутреннее не согласен с предлагаемой ему социальным окружением ролью больного, задающей характер и направление его психической активности, ему приходится преодолевать определенное “сопротивление” социальной среды. Это может затруднять реадаптацию человека, особенно в тех условиях, когда он ослаблен тяжелой болезнью и операцией, не восстановил в достаточной степени свой физический потенциал.

Таким образом, важным фактором, оказывающим влияние на изменения в мотивационной структуре личности в связи с болезнью и на отражение этих изменений во внутренней картине болезни, являются социокультурные стереотипы болезни, формирующие систему ожиданий общества по отношению к заболевшему человеку.

Для изучения системы ролевых ожиданий была разработана анкета, для исследования характера внутренней картины болезни был создан опросник, состоящий из 94 пунктов. В процессе сбора клинического материала для создания опросника использовались метод клинической беседы, методика самооценки Дембо-Рубинштейн, методика определения уровня субъективного контроля, методика “ценности”. Для воссоздания общей картины психического состояния больных, наиболее информативной оказалась структурированная клинико-психолгическая беседа.

В методике изучения самооценки Дембо-Рубинштейн, помимо четырех традиционных шкал — “здоровье”, “ум”, “характер”, “счастье” — использовались пять дополнительных шкал: “выносливость”, “будущее”, “семья”, “друзья”, “работа”. На каждой из шкал испытуемый должен был поставить три отметки: до болезни, в данный момент, и предположительно в будущем.

Методика “ценности” содержит два набора обобщенных понятий, по 18 в каждой группе, характеризующих личностные черты (интернальные, операциональные ценности) и жизненные цели (экстернальные, терминальные ценности). Испытуемый самостоятельно расставляет ценности в порядке их значимости для него. Методика характеризует индивидуальную структуру системы морально-нравственных категорий испытуемого, систему его ценностных ориентаций, являющихся регуляторами социального поведения.

Проводилась качественная и количественная обработка полученных данных. Расчетные работы проводились на IBM PC АТ при помощи пакета программ, специально созданного для анализа данных.

Обработка проводилась по следующим этапам:

  • Категоризация ответов испытуемых на анкету и опросник.
  • Распределение испытуемых по группам в зависимости от анкетных данных.
  • Проведение частотного анализа ответов испытуемых по выделенным категориям.
  • Сравнительный частотный анализ категорий ответов по группам испытуемых.

На этом этапе заканчивался количественный анализ данных полученных в результате ответов на вопросы анкеты. Дальнейшие процедуры математического анализа применялись только к данным ответов на опросник.

В связи с большим количеством вопросов (94 вопроса) и небольшим количеством испытуемых (50 человек) проводить факторный анализ данных, полученных с помощью опросника, представлялось математически неграмотным.

Вопросы были разделены на тематические группы.

Был проведен корреляционный анализ результатов по выделенным тематическим группам.

Качественный анализ результатов проводится на отдельных этапах количественной обработки данных, а также в заключение количественной обработки с целью наиболее адекватной интерпретации данных и на этапе сопоставления результатов, полученных по двум методикам.

Перестройка в мотивационной сфере – предыдущая | следующая – Характеристика испытуемых

Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях

Консультация психолога при семейных проблемах