canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Схема смысловыражения. Смысловыражение как речепроизводство.

Психолингвистические проблемы речевого мышления (продолжение)

Отмечая то новое, что вносится в предлагаемую схему про­цесса порождения речевого высказывания, в то же время под­черкиваем, что ее основой является определенная А. А. Леонтье­вым «принципиальная структура интеллектуального акта». Со­ответственно в предлагаемой нами схеме в сравнении с описан­ным А. А. Леонтьевым развернутым планом порождения речи дополнительно подчеркивается: 1) деятельностная природа гово­рения с позиции определения специфики элементов психологиче­ского содержания (предмета, средств, способа) деятельности, а не только самой структуры; 2) роль осмысления и соотнесение процесса порождения с функционированием общего речевого механизма; 3) взаимосвязь грамматического, лексического и фонетического планов оформления мысли с большим акцентом на последнем.


Предлагаемая схема соответственно представляет процесс формирования и формулирования мысли посредством языка (смысловыражения) в деятельности говорения. Исходя из опре­деления речи как способа формирования и формулирования мысли посредством языка и основываясь на «принципиальной структуре» речевого действия, можно вычленить три основных уровня этого процесса — побуждающий, формирующий и реа­лизующий. Формирующий уровень, в свою очередь, может быть представлен двумя подуровнями — смыслообразующим и фор­мулирующим. Названия уровней, непосредственно отражая ту роль, которую каждый из них играет в процессе речепроизвод­ства (смысловыражения), в то же время соотносят между со­бой уровни внешней и внутренней структуры деятельности.

Первый уровень процесса смысловыражения — мотивационно-побуждающий. Это тот уровень, где потребность находит «свою определенность» в предмете деятельности (А. Н. Леонть­ев). В силу этого предмет говорения — мысль как «опредмечен- ная потребность» — становится внутренним мотивом, т. е. тем„ что конкретно побуждает деятельность говорения. В таком по­нимании «мотив» обозначает внутренний начальный момент ре­чепроизводства. Он выражает то «объективное, в чем эта пот­ребность конкретизируется в данных условиях и на что направ­лена деятельность, как на побуждающее ее» [Леонтьев А. Н. 1959, 225—226].

Сложность этого уровня определяется не только тем, что в нем «сплетаются» потребность, предмет и мотив, но также еще и тем, что он представляет собой, согласно Л. С. Выготскому,, область сплетения интеллектуального, эмоционального и воле­вого, ибо «мотивирующая сфера нашего сознания… охватывает наше влечение, потребности, наши интересы и побуждения, на­ши аффекты и эмоции», что выражается в том, что «различие мотивов, смыслов всегда есть также и различие воли, чувств» [Выготский 1934, 314]. Этот уровень представляет собой «сплав» мотива и коммуникативного намерения. При этом мотив — это побуждающее начало данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуника­тивную цель преследует говорящий, планируя ту или иную форму воздействия на слушающего.

Коммуникативное намерение (КН) определяет роль говоря­щего как участника общения и обозначает конкретную цель его высказывания. Коммуникативное намерение говорящего: он оп­ределяет, спрашивает, утверждает, призывает, осуждает, одоб­ряет, советует или требует чего-либо. Другими словами, КН является регулятором вербального поведения партнеров.

В работах советских психологов речи — В. А. Артемова, А. В. Вельского, Н. И. Жинкина, английских философов-лингвистов — Дж. Остина, Д. Сирля и других — были намечены типы коммуникативных намерений, правила говорения, сополо­жение КН и других аспектов коммуникативного акта. Так, по Дж. Сирлю, в речевом акте одновременно присутствуют три аспекта: 1) произнесение высказывания, или utterance act; 2) референция и предикация, соответствующие пропозициальному акту; 3) реализация коммуникативного намерения, или ил­локутивный акт [Арутюнова 1976 ь 50]. Отметим здесь, что выражением коммуникативного намерения наряду с лексико-грам- матическими средствами языка в основном является интона­ция. В работах Дж. Остина, Дж. Сирля, Дж. Росса и других исследуются преимущественно лексические и грамматические формы выражения КН, тогда как в отечественной психологии речи большее внимание уделяется фонетическому, и, в частно­сти, интонационному его воплощению. Эту сторону КН мы и рассмотрим, прежде всего принимая во внимание однозначность интонационных средств выражения коммуникативного намере­ния. Как отмечает Н. И. Жинкин, «интонация может быть только утвердительной, только вопросительной, приказательной, просительной и т. п. Нельзя одновременно сказать да вопроси­тельно н утвердительно» [Жинкин 1955, 32]. Несомненно, эта свойство интонации и явилось причиной того, что именно она служит прежде всего выражением коммуникативного намере­ния, однозначность выражения и понимания которого является необходимым условием осуществления любого коммуникатив­ного акта. Коммуникативное намерение является тем планом содержания, или «означаемым», которое реализуется в различ­ных формах речевых поступков. При этом, как отмечает В. А. Артемов, данные «свидетельствуют о том, что все, каза­лось бы, почти бескрайнее разнообразие речевых поступков де­лится на четыре основных класса, так называемые коммуника­тивные типы: повествование, вопрос, побуждение и восклица­ние» [Артемов 1969, 58], которые, в свою очередь, подразделя­ются на виды, подвиды и варианты. Количество коммуникатив­ных вариантов достаточно велико, так как количество коммуникативных намерений говорящего теоретически неограниченно,, хотя практически оно регламентируется той схемой социально-общественных отношений, которая вырабатывалась в процессе эволюции человека и выражается в процессе общения.

Роль мотива – предыдущая | следующая – Формулирование мысли

Исследование речевого мышления в психолингвистике

Консультация психолога при личных проблемах

Яндекс.Метрика