canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Процесс формулирования мысли посредством языка. Уровни формулирования мысли.

Психолингвистические проблемы речевого мышления (продолжение)

Решение партнерами общей коммуникативной задачи обще­ния выявляет две основные формы коммуникации, в качестве которых выступают: а) сообщение, выдача информации, б) по­буждение собеседника к выполнению какого-либо действия. Это действие может быть ответной выдачей информации или невербальной поведенческой реакцией. При этом форма сооб­щения выражается утвердительной интонацией (во всем ее многообразии). Форма побуждения выражается в первом случае вопросительной, во втором — побудительной интонацией.

В процессе порождения высказывания КН играет смыслоорганизующую роль, определяя смысловое, или актуальное, членение фразы. Организация фразового логического ударения, по­средством которого выделяется рема, или предикат суждения, также зависит от КН.

Таким образом, рассматривая побуждающий уровень про­цесса формирования и формулирования мысли посредством языка, прежде всего необходимо отметить тесную связь и взаи­мообусловленность мотива как опредмеченной потребности и КН. При этом побуждающий уровень, движимый «внутренним образом» той действительности, на которую направлено дейст­вие, является импульсом (А. Н. Леонтьев), или «запуском», всего процесса речепроизводства. На этом уровне смысловыражения говорящий «знает» только о чем, а не что говорить, т. е. он знает общий предмет или тему высказывания и форму взаи­модействия со слушателем, определенную коммуникативным намерением, т. е. нужно ли ему получить, запросить информа­цию или выдать ее. Другими словами, он знает то, «что» ска­зать; это осознается в самом процессе говорения (если не в предварительной деятельности думания), поэтому можно ут­верждать, что детерминируемый внешним воздействием (непос­редственным или опосредованным через внутреннее) побуждаю­щий уровень процесса формирования и формулирования мысли сам формирует предмет и цель высказывания.

Второй уровень процесса речеобразования — это уровень собственно формирования мысли посредством языка. Именно он представляет ее формирование в собственном смысле этого слова. Этот уровень ответствен за логическую последователь­ность и синтаксическую правильность речевого высказывания.

Этот уровень неоднороден и может быть представлен, в свою очередь, двумя взаимосвязанными фазами — смыслообразующей и формулирующей. Для удобства изложения будем рассмат­ривать эти фазы последовательно, помня, однако, что это еди­ный, одновременный процесс формирования и формулирования мысли посредством языка в условиях устного высказывания.

Смыслообразующий подуровень (фаза) речепроизводства образует и развертывает общий замысел говорящего, форми­руя смысловую канву высказывания. Смыслообразующий уро­вень связан именно с формированием смысла высказывания, или с тем, что называется семантической записью. Это под­черкивается разными исследователями, использующими для обозначения этого момента порождения высказывания разные термины, но с одним исходным корнем — «мысль». Например, «помысел» (У. Джеймс), «замысел» (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин), «общий смысл» (Н. И. Жинкин) и т. д.

Смыслообразующий уровень в данной интерпретации может быть соотнесен со вторым этапом обобщающей схемы порож­дения речи, сформулированной А. А. Леонтьевым,— «этапом замысла (программы, Плана)».

Существенно, что при анализе этого этапа речепорождения А. А. Леонтьев теоретически обосновал: а) форму существования этого звена в виде внутреннего программирования, б) форму представления в процессе этого программирования основных характеристик предложения в виде своеобразных коррелятов субъектно-предикативно-объектных отношений. Однако А. А. Ле­онтьев не проводит строгого разграничения между за­мыслом и программой, тогда как в данной схеме замысел яв­ляется только первой ступенью внутреннего программирования. Эта ступень отражает предметность высказывания, личностный смысл как отношение мотива к цели и соотнесенность с комму­никативным намерением. Замысел — это самый общий нерас- члененный смысл высказывания, который и реализуется на ступени смыслообразования. Важно подчеркнуть, что замысел как смыслокомплекс задается говорящим в единицах внутрен­него, предметно-схемного, изобразительного кода (Н. II. Жин­кин), являющегося индивидуальным воплощением, индивидуальной реализацией вербального мышления, которое осущест­вляется при помощи надындивидуального кода, т. е. языка.

Общепринятым положением можно считать признание неод­нородности замысла. Так, Н. И. Жинкиным было высказано “предположение, что замысел относится не только к одному предложению (высказыванию), но и ко всему тексту в целом [Жинкин 1956, 142]. В замысле намечается основной тезис текста, который является предварительным смысловым планом, уточняющимся говорящим в течение всего процесса реализа­ции замысла. Идея неоднородности замысла, высказанная Н. И. Жинкиным, распространяется не только на объем выска­зывания, но и на его содержание, когда говорящий планирует, что надо сказать («в начале об этом, потом о том, далее об этом и т. д.» [Жинкин 1956, 146]). Понятие неоднородности замысла находит отражение и в концепции А. А. Леонтьева, выражаясь в терминах «большой и малой программы».

Процесс последовательного формирования и формулирова­ния (а не вербализации) замысла посредством языка одновременно направлен на номинацию, т. е. называние того, о чем должна идти речь, и на предикацию, т. е. установление связей типа «новое—данное». И соответственно, основываясь на не­разрывности пространственно-временного отношения как формы движения и существования материи, можно представить одно­временное воплощение замысла как в пространственно-поня­тийной схеме, актуализирующей поле номинации, так и в схеме временной развертки, актуализирующей поле предикации. За­мысел (как общий смысл высказывания) представляет собой смысловую связь наивысшей в данной ситуации опосредованности. Но она предполагает существование нижележащих смыс­ловых связей вплоть до межпонятийной. Поэтому актуализация замысла означает симультанную актуализацию вызываемых ею понятий.

Смысловыражение – предыдущая | следующая – Речепроизводство

Исследование речевого мышления в психолингвистике

Консультация психолога при личных проблемах

Яндекс.Метрика