Яндекс.Метрика

Психолингвистические проблемы речевого мышления (продолжение)

Решение партнерами общей коммуникативной задачи обще­ния выявляет две основные формы коммуникации, в качестве которых выступают: а) сообщение, выдача информации, б) по­буждение собеседника к выполнению какого-либо действия. Это действие может быть ответной выдачей информации или невербальной поведенческой реакцией. При этом форма сооб­щения выражается утвердительной интонацией (во всем ее многообразии). Форма побуждения выражается в первом случае вопросительной, во втором — побудительной интонацией.

В процессе порождения высказывания КН играет смыслоорганизующую роль, определяя смысловое, или актуальное, членение фразы. Организация фразового логического ударения, по­средством которого выделяется рема, или предикат суждения, также зависит от КН.

Таким образом, рассматривая побуждающий уровень про­цесса формирования и формулирования мысли посредством языка, прежде всего необходимо отметить тесную связь и взаи­мообусловленность мотива как опредмеченной потребности и КН. При этом побуждающий уровень, движимый «внутренним образом» той действительности, на которую направлено дейст­вие, является импульсом (А. Н. Леонтьев), или «запуском», всего процесса речепроизводства. На этом уровне смысловыражения говорящий «знает» только о чем, а не что говорить, т. е. он знает общий предмет или тему высказывания и форму взаи­модействия со слушателем, определенную коммуникативным намерением, т. е. нужно ли ему получить, запросить информа­цию или выдать ее. Другими словами, он знает то, «что» ска­зать; это осознается в самом процессе говорения (если не в предварительной деятельности думания), поэтому можно ут­верждать, что детерминируемый внешним воздействием (непос­редственным или опосредованным через внутреннее) побуждаю­щий уровень процесса формирования и формулирования мысли сам формирует предмет и цель высказывания.

Второй уровень процесса речеобразования — это уровень собственно формирования мысли посредством языка. Именно он представляет ее формирование в собственном смысле этого слова. Этот уровень ответствен за логическую последователь­ность и синтаксическую правильность речевого высказывания.

Этот уровень неоднороден и может быть представлен, в свою очередь, двумя взаимосвязанными фазами — смыслообразующей и формулирующей. Для удобства изложения будем рассмат­ривать эти фазы последовательно, помня, однако, что это еди­ный, одновременный процесс формирования и формулирования мысли посредством языка в условиях устного высказывания.

Смыслообразующий подуровень (фаза) речепроизводства образует и развертывает общий замысел говорящего, форми­руя смысловую канву высказывания. Смыслообразующий уро­вень связан именно с формированием смысла высказывания, или с тем, что называется семантической записью. Это под­черкивается разными исследователями, использующими для обозначения этого момента порождения высказывания разные термины, но с одним исходным корнем — «мысль». Например, «помысел» (У. Джеймс), «замысел» (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин), «общий смысл» (Н. И. Жинкин) и т. д.

Смыслообразующий уровень в данной интерпретации может быть соотнесен со вторым этапом обобщающей схемы порож­дения речи, сформулированной А. А. Леонтьевым,— «этапом замысла (программы, Плана)».

Существенно, что при анализе этого этапа речепорождения А. А. Леонтьев теоретически обосновал: а) форму существования этого звена в виде внутреннего программирования, б) форму представления в процессе этого программирования основных характеристик предложения в виде своеобразных коррелятов субъектно-предикативно-объектных отношений. Однако А. А. Ле­онтьев не проводит строгого разграничения между за­мыслом и программой, тогда как в данной схеме замысел яв­ляется только первой ступенью внутреннего программирования. Эта ступень отражает предметность высказывания, личностный смысл как отношение мотива к цели и соотнесенность с комму­никативным намерением. Замысел — это самый общий нерас- члененный смысл высказывания, который и реализуется на ступени смыслообразования. Важно подчеркнуть, что замысел как смыслокомплекс задается говорящим в единицах внутрен­него, предметно-схемного, изобразительного кода (Н. II. Жин­кин), являющегося индивидуальным воплощением, индивидуальной реализацией вербального мышления, которое осущест­вляется при помощи надындивидуального кода, т. е. языка.

Общепринятым положением можно считать признание неод­нородности замысла. Так, Н. И. Жинкиным было высказано “предположение, что замысел относится не только к одному предложению (высказыванию), но и ко всему тексту в целом [Жинкин 1956, 142]. В замысле намечается основной тезис текста, который является предварительным смысловым планом, уточняющимся говорящим в течение всего процесса реализа­ции замысла. Идея неоднородности замысла, высказанная Н. И. Жинкиным, распространяется не только на объем выска­зывания, но и на его содержание, когда говорящий планирует, что надо сказать («в начале об этом, потом о том, далее об этом и т. д.» [Жинкин 1956, 146]). Понятие неоднородности замысла находит отражение и в концепции А. А. Леонтьева, выражаясь в терминах «большой и малой программы».

Процесс последовательного формирования и формулирова­ния (а не вербализации) замысла посредством языка одновременно направлен на номинацию, т. е. называние того, о чем должна идти речь, и на предикацию, т. е. установление связей типа «новое—данное». И соответственно, основываясь на не­разрывности пространственно-временного отношения как формы движения и существования материи, можно представить одно­временное воплощение замысла как в пространственно-поня­тийной схеме, актуализирующей поле номинации, так и в схеме временной развертки, актуализирующей поле предикации. За­мысел (как общий смысл высказывания) представляет собой смысловую связь наивысшей в данной ситуации опосредованности. Но она предполагает существование нижележащих смыс­ловых связей вплоть до межпонятийной. Поэтому актуализация замысла означает симультанную актуализацию вызываемых ею понятий.

Смысловыражение – предыдущая | следующая – Речепроизводство

Исследование речевого мышления в психолингвистике

Консультация психолога при личных проблемах