Отмечая то новое, что вносится в предлагаемую схему процесса порождения речевого высказывания, в то же время подчеркиваем, что ее основой является определенная А. А. Леонтьевым «принципиальная структура интеллектуального акта». Соответственно в предлагаемой нами схеме в сравнении с описанным А. А. Леонтьевым развернутым планом порождения речи дополнительно подчеркивается: 1) деятельностная природа говорения с позиции определения специфики элементов психологического содержания (предмета, средств, способа) деятельности, а не только самой структуры; 2) роль осмысления и соотнесение процесса порождения с функционированием общего речевого механизма; 3) взаимосвязь грамматического, лексического и фонетического планов оформления мысли с большим акцентом на последнем.
Предлагаемая схема соответственно представляет процесс формирования и формулирования мысли посредством языка (смысловыражения) в деятельности говорения. Исходя из определения речи как способа формирования и формулирования мысли посредством языка и основываясь на «принципиальной структуре» речевого действия, можно вычленить три основных уровня этого процесса — побуждающий, формирующий и реализующий. Формирующий уровень, в свою очередь, может быть представлен двумя подуровнями — смыслообразующим и формулирующим. Названия уровней, непосредственно отражая ту роль, которую каждый из них играет в процессе речепроизводства (смысловыражения), в то же время соотносят между собой уровни внешней и внутренней структуры деятельности.
Первый уровень процесса смысловыражения — мотивационно-побуждающий. Это тот уровень, где потребность находит «свою определенность» в предмете деятельности (А. Н. Леонтьев). В силу этого предмет говорения — мысль как «опредмечен- ная потребность» — становится внутренним мотивом, т. е. тем„ что конкретно побуждает деятельность говорения. В таком понимании «мотив» обозначает внутренний начальный момент речепроизводства. Он выражает то «объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направлена деятельность, как на побуждающее ее» [Леонтьев А. Н. 1959, 225—226].
Сложность этого уровня определяется не только тем, что в нем «сплетаются» потребность, предмет и мотив, но также еще и тем, что он представляет собой, согласно Л. С. Выготскому,, область сплетения интеллектуального, эмоционального и волевого, ибо «мотивирующая сфера нашего сознания… охватывает наше влечение, потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции», что выражается в том, что «различие мотивов, смыслов всегда есть также и различие воли, чувств» [Выготский 1934, 314]. Этот уровень представляет собой «сплав» мотива и коммуникативного намерения. При этом мотив — это побуждающее начало данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий, планируя ту или иную форму воздействия на слушающего.
Коммуникативное намерение (КН) определяет роль говорящего как участника общения и обозначает конкретную цель его высказывания. Коммуникативное намерение говорящего: он определяет, спрашивает, утверждает, призывает, осуждает, одобряет, советует или требует чего-либо. Другими словами, КН является регулятором вербального поведения партнеров.
В работах советских психологов речи — В. А. Артемова, А. В. Вельского, Н. И. Жинкина, английских философов-лингвистов — Дж. Остина, Д. Сирля и других — были намечены типы коммуникативных намерений, правила говорения, соположение КН и других аспектов коммуникативного акта. Так, по Дж. Сирлю, в речевом акте одновременно присутствуют три аспекта: 1) произнесение высказывания, или utterance act; 2) референция и предикация, соответствующие пропозициальному акту; 3) реализация коммуникативного намерения, или иллокутивный акт [Арутюнова 1976 ь 50]. Отметим здесь, что выражением коммуникативного намерения наряду с лексико-грам- матическими средствами языка в основном является интонация. В работах Дж. Остина, Дж. Сирля, Дж. Росса и других исследуются преимущественно лексические и грамматические формы выражения КН, тогда как в отечественной психологии речи большее внимание уделяется фонетическому, и, в частности, интонационному его воплощению. Эту сторону КН мы и рассмотрим, прежде всего принимая во внимание однозначность интонационных средств выражения коммуникативного намерения. Как отмечает Н. И. Жинкин, «интонация может быть только утвердительной, только вопросительной, приказательной, просительной и т. п. Нельзя одновременно сказать да вопросительно н утвердительно» [Жинкин 1955, 32]. Несомненно, эта свойство интонации и явилось причиной того, что именно она служит прежде всего выражением коммуникативного намерения, однозначность выражения и понимания которого является необходимым условием осуществления любого коммуникативного акта. Коммуникативное намерение является тем планом содержания, или «означаемым», которое реализуется в различных формах речевых поступков. При этом, как отмечает В. А. Артемов, данные «свидетельствуют о том, что все, казалось бы, почти бескрайнее разнообразие речевых поступков делится на четыре основных класса, так называемые коммуникативные типы: повествование, вопрос, побуждение и восклицание» [Артемов 1969, 58], которые, в свою очередь, подразделяются на виды, подвиды и варианты. Количество коммуникативных вариантов достаточно велико, так как количество коммуникативных намерений говорящего теоретически неограниченно,, хотя практически оно регламентируется той схемой социально-общественных отношений, которая вырабатывалась в процессе эволюции человека и выражается в процессе общения.
Роль мотива – предыдущая | следующая – Формулирование мысли