Анализ проявления динамической афазии позволил предположить, что при этой форме афазии первично страдает уровень внутренней речи [Лурия 1947, 1963; Лурия, Цветкова, 1968; Цветкова 1968, 1969]. Дальнейшие исследования дали возможность уточнить, что у этих больных при сохранности правил поверхностной грамматики нарушается более глубокий уровень синтаксической организации — смысловое синтаксирование, осуществляемое в норме на этапе внутренней речи [Рябова 1970; Ахутина (Рябова) 1975]. Остановимся на этом несколько подробнее.
Основная операция, осуществляемая на уровне внутренней речи (внутренней речью),— это акт предикации: нахождение имени (выражаемого внутренним словом) к подразумеваемому подлежащему. Это наименование идет по принципу «найди имя наиболее существенной по смыслу (т. е. для тебя в данной ситуации с данным собеседником) части информации». Результатом этих операций является иерархия предикатов, вершина которой выражает содержание наиболее сжато (только для себя!), тогда как нижние веточки передают информацию более понятными для собеседника значениями. Эта иерархия является смысловой структурой будущего текста[1], что в реальном тексте воплощается через соотношение частей и темо-рематическую организацию текста. В построении смысловой структуры, как и в простейшем акте предикации, можно выделить две стороны: 1) что обозначается (содержательный, или семантический, аспект) и 2) как обозначается (структурный, или синтаксический, аспект). При динамической афазии нарушается синтаксический аспект построения, тогда как отдельные акты означивания первично сохранны.
Выдвинутое сначала теоретически (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев), а затем подтвержденное исследованиями динамической афазии представление о наличии механизма смыслового синтаксирования в синтаксической организации высказывания хорошо согласуется с данными по развитию детской речи. Исследованиями ряда психологов [Greenfield & Smith, 1976; Bates, 1976; Greenfield 1978] было показано, что первичная форма организации детской речи — это темо-рематическая организация (в другой терминологии — topic-comment organization). Она возникает на этапе однословных высказываний, когда ребенок выражает наиболее информативную, значимую для него часть информации, а остальное составляет пресуппозируемую часть информации. Это выделение связано с механизмами вычленения фигуры из фона, характерными для ориентировочного рефлекса: ребенок фиксирует словом то, что привлекает его внимание. Эта форма организации содержания наблюдается некоторое время и на этапе серий однословных высказываний и двусловных высказываний. Ребенок обозначает первым словом наиболее существенную для него информацию, вторым словом — менее существенную.
Естественно предположить, что такая смысловая организация не исчезает, когда ребенок приобретает новые формы син-таксирования, а уходит вглубь, становясь поздней формой организации текста.
Данные детской речи ставят перед исследователями афазии вопрос: если у детей механизм смысловой организации есть механизм перцептивного выделения фигуры из фона, то не этот ли механизм нарушается у больных с динамической афазией. На этот вопрос необходимо ответить отрицательно. Во-первых, данные исследования больных с динамической афазией говорят, что перцептивные механизмы выделения фигуры из фона у них сохранены. Во-вторых, есть основания думать, что механизмы вычленения фигуры из фона (т. е. значимой части информации) у взрослых имеют более сложную структуру, в частности можно думать, что взрослые имеют более или менее стереотипные стратегии вычленения существенного (по крайней мере в отношении повторяющихся задач). Организация содержания высказывания— это повторяющаяся задача, и есть все основания согласиться с Бахтиным, что взрослый говорящий имеет стереотипные стратегии построения целого высказывания (то, что Бахтин называет жанрами). Эти определенные формы организации целого, обусловленные культурным речевым развитием ребенка, сохраняют внутреннюю связь с первоначальными формами темо-рематической организации детских высказываний. Необходимо более детальное исследование путей формирования и функционирования определенных схем текстов (жанровых схем), а сегодня же их место в механизме порождения речи может быть представлено следующим образом.
Внутреннеречевое развертывание как максимально творческий процесс построения значения будущего высказывания не может быть (ср. утверждение выше о диалогизме внутренней речи) односторонним процессом выражения, т. е. только оречевлением. Каждая получающаяся в результате акта означивания (предицирования) внутренняя номинация выслушивается, проверяется с точки зрения адекватности и полноты выражения. В акте внутреннего слушания говорящий становится в позицию возможного (или реального) собеседника и «понимает сказанное», опираясь на нормативные языковые (точнее, узуальные— общие с собеседником) значения.
Таким образом, происходит сопоставление деформированного смысловой нагрузкой значения с объективными языковыми значениями. Измененные ситуацией значения — смыслы — освобождаются от ситуативности через нахождение определенных комбинаций, структур значений. Такое комбинирование значений, в свою очередь, видоизменяет, деформирует статичные словарные значения, делая их выразителем живой мысли. Нахождение комбинаций значений предполагает не только нахождение новых номинаций, но и расчленение мысленного содержания, т. е. имеет как семантический, так и синтаксический аспект, о чем уже упоминалось выше. И если контролем для семантической стороны развертывания выступают языковые значения, то для синтаксической стороны в качестве эталонов расчленения выступают, можно думать, схемы построения текстов, жанровые схемы (по Бахтину). Таким образом, развертывание по принципу субъективной значимости упорядочивается благодаря использованию жанровых схем. Стереотипность этих схем помогает строить и хранить в памяти иерархию предикатов, а также организовывать внимание. Мы полагаем, что именно эти упроченные в норме схемы смыслового развертывания и нарушаются у больных с динамической афазией, вызывая описанные выше дефекты построения текста.
Однако надо сказать, что жанровые схемы — весьма глобальные схемы, предписывающие типы предложений и композиционные связи между ними. Типы связей внутри предложения не темо-рематического порядка задаются другими схемами. О них мы знаем из исследований как афазии, так и детской речи. Эти схемы нарушаются с грубой динамической афазией, где страдает построение не только текста, но и отдельных высказываний. Из приведенных примеров видно, что распад этих схем ведет к тому, что больной, имея возможность найти нужную форму согласования или управления, не строит законченные по смыслу предложения, заменяя их отдельными фрагментами. В то же время эти схемы выносятся вовне у другой группы больных — у больных с аграмматизмом типа «телеграфного стиля», поскольку у них нарушается поверхностное синтаксирование.
[1] Ср.: [Жинкнн 1956, 148].
Динамическая афазия – предыдущая | следующая – Аграмматизм