Нейропсихологические особенности детей с разной успешностью обучения(школьная успеваемость)

Сравнение обобщенных показателей средних и слабых учеников второго класса подтверждает результаты полного нейропсихологического исследования: слабо успевающие дети имеют более низкие показатели переднего индекса, (р=.001). У детей со средней успеваемостью показатель переднего индекса более чем в два раза выше, чем у слабо успевающих. Это указывает на связь успешности обучения со степенью сформированности функциональных систем головного мозга и, в первую очередь, лобных отделов, обеспечивающих процессы произвольной регуляции, ориентировки и контроля деятельности.

Таким образом, во втором классе различия несколько меняются по сравнению с оценками этих групп в первом классе. Между отличниками и троечниками различия остаются в отношении переднего (р=.005) и правого индексов (р=.004). Дети, успевающие на три, от четверочников отличаются по переднему индексу (р=.001), а последние от отличников – по правому (р=.002). На этом возрастном этапе психофизиологического созревания следует подчеркнуть вклад в успешность обучения помимо передних также и правополушарных функций, развитие которых выделяет отличников среди всех остальных детей.
В третьем классе у хорошо и средне успевающих детей значимые различия индексов связаны с левополушарными функциями (р=.049). Они лучше выполняют условно-рефлекторные пробы, делают меньше ошибок при ломке стереотипа, меньше ошибок в пробе на динамический праксис и быстрее выполняют графическую пробу. Кроме того, эти дети допускают меньше звуковых ошибок в пробе на понимание слов, обозначающих предметы, и при запоминании слов. Таким образом, можно предполагать, что существуют некоторые предпосылки (в характере выполнения проб) для более успешной учебы первых по сравнению со вторыми.
У “троечников” и “отличников” в третьем классе достоверные различия в значениях индексов связаны с левым и передним индексами, а в оценках средних и слабых учеников существует тенденция к достоверным различиям показателей переднего и левополушарного индексов.

Следующие показатели значимо отличают отличников от других детей: объем слухоречевой памяти, количество ошибок по звучанию в различных пробах, понимание некоторых грамматических конструкций, в частности предложных и пассивных, количество ассоциаций глаголов и выбор обобщающего слова в пробе – “5-ый лишний”. Таким образом, развитие функций левого полушария отличает отличников от детей со средней и слабой успеваемостью, а учеников, обучавшихся “на три”, от остальных отличает еще значимо более низкий показатель переднего индекса. Эти различия в развитии произвольных действий, речи и речевого опосредования могут указывать на их связь с успешностью обучения детей.

В четвертом классе анализ динамики значений индексов у хорошо и средне успевающих детей обнаружил, что в четвертом классе левополушарные функции головного мозга достигают в своем росте максимально значимых различий. У отличников четвертого класса этот показатель значительно выше, чем у средне успевающих детей. Как известно, это развитие связано с формированием произвольности, осознанности, речевой рефляции – опосредованных речью высших психических функций. Можно думать, что к этому времени происходит формирование “новых опосредствованных функциональных систем”, степень развития которых влияет на успешность выполнения и регуляторных и гностических проб. Различия связаны с лучшими показателями в пробах на завершение фраз, на понимание слов, близких по значению, на слухоречевую память (количество семантических ошибок, отсроченное воспроизведение слов). Что касается показателей передних индексов двух групп детей, то различия не достигают значимых, но результаты отдельных проб все-таки выше у отличников. Кроме того, они лучше рисуют стол, допускают меньше искажений в пробе на запоминание невербальных стимулов, лучше припоминают их.

Как показывают результаты сравнительного анализа, наибольшие различия лежат между детьми отлично и слабо успевающими, они затрагивают почти все сферы психической деятельности. (Исключение составляют оценки за выполнение проб на зрительный гнозис). Прежде всего, дети различаются по степени сформированное функций программирования и контроля деятельности. Кроме этого, достоверные различия обнаружены и по левому индексу. Различия имеются и в развитии правополушарных стратегий обработки информации.

изучение мышления школьников – предыдущая | следующая – отличники и троечники

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание