Яндекс.Метрика

Нейропсихологические особенности детей с разной успешностью обучения(отличники и троечники)

Средне успевающие дети отличаются от слабых лучшей сформированностью передних и правополушарных функций. На уровне тенденции отмеча­ются различия в степени зрелости функций задних структур мозга. Мы видим отчетливо лучшие результаты средней группы в серийной организации движений, направленной актуализации слов (глаголов), отсроченном воспроиз­ведении двух групп слов, завершении фраз. В то же время у них лучше зрительная память, меньше искажений, пропусков, нарушений порядка запо­минаемых стимулов. В четвертом классе “троечники” имеют наибольшие отличия от остальных детей, что указывает на накопление в отставании развития функций.

Мы рассмотрели особенности развития ВПФ у младших школьников с разной успеваемостью методом лонгитюдного нейропсихологического иссле­дования. Адаптированная нами методика стандартного нейропсихологического исследования и предложенная система оценки оказались адекватны поставленным задачам. Они позволили выявить неравномерное развитие ВПФ у детей одного возраста с различной успеваемостью.

Анализ выполнения проб показывает, что успешность обучения по-разному связана с различными функциональными системами, косвенным отражением зрелости которых являются показатели индексов.

В каждом классе различия в развитии блока программирования, регуляции и контроля произвольных действий делят детей на успешных и отстающих, недостаточное развитие этих процессов является определяющим для успешности обучения.

В разных классах для хорошо успевающих детей по сравнению со средними и слабыми учениками характерны отличия в развитии и других психических функций. Можно думать, что способ и качество, скорость приема и переработки информации, возможность более полного ее запоминания и произвольной актуализации влияют на успешность обучения.

Обращают на себя внимание полушарные различия в динамике развития функций: у отличников то левополушарные (как в 1 и 3 классах), то правополушарные функции (как во 2 и в меньшей мере в 4 классе) обгоняют развитие функций у сверстников. Эти предварительные наблюдения нахо­дятся в соответствии с развиваемыми в психофизиологии представлениями о независимости (или даже цикличности) скорости созревания левого и правого полушарий (Марютина, 1994; Thatcher, 1992).

Итак, у детей одной возрастной группы с разной успеваемостью развитие ВПФ при наличии общих тенденций имеет свои отличия, что свидетельствует об индивидуально-типологических особенностях развития, за которыми стоит неравномерность функциональной зрелости соответству­ющих мозговых структур.

школьная успеваемость – предыдущая | следующая – детская речь

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание