4. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка
В последние годы процесс порождения речевого высказывания является объектом пристального внимания психологов и психолингвистов. Описанию этого процесса посвящено большое количество работ (А. Р. Лурия, Т. В. Ахутина (Рябова), А. А. Леонтьев, С. Д. Кацнельсон, Ч. Осгуд, Дж. Миллер, Дж. Катц, Дж. Фодор и др.). Однако, рассматривая порождение речи преимущественно с лингвистических, психолингвистических, нейролингвистических позиций, эти авторы, естественно, не ставят своей задачей раскрытие собственно психологической сущности этого процесса. Возникает необходимость (на основе анализа существующих подходов к этой проблеме) рассмотрения общепсихологической схемы смысловыражения в процессе говорения. При этом, в силу того что говорение рассматривается нами как речевая деятельность, в этой схеме должен найти отражение деятельностный подход к говорению. В ней также должна быть отражена трактовка речи как способа формирования и формулирования мысли. Другими словами, в ней должен быть показан процесс соединения средств (язык) и способа (речь) формирования и формулирования мысли в процессе говорения как. вида речевой деятельности.
Как известно, общая картина превращения мысли в слово (по В. Гумбольдту) была представлена еще У. Джеймсом в конце XIX в. У. Джеймс писал: «Весь процесс, предваряющий воплощение помысла в слово, нельзя назвать иначе, как только „намерением сказать что-то”… по мере того как на смену намерению выплывают слова, намерение производит им смотр: подходящие слова отбираются, а неподходящие отметаются в сторону» [Джеймс 1902, 125]. Здесь уже была отмечена неоднородность, как сейчас мы бы это проинтерпретировали, процесса, включающего этап «намерения», помысла и самого слова, а также наличие того, что сейчас называется речевыми операциями, т. е. отбора и фильтрации слов.
Однако само «намерение» и «помысел» не рассматривались как детерминируемое внешним воздействием начало речевого процесса. По этому пути рассмотрения только внутренней стороны процесса и пошли все зарубежные исследователи (сначала в афазиологии, а затем в лингвистике и психолингвистике). Так, в разнообразных представлениях этого процесса (X. Джексон, Куссмауль, Пик, Дж. Миллер, Н. Хомский, Ч. Осгуд, В. Ингве и др.) этап, предваряющий «намерение», да и само «намерение» не входят в схемы речепорождения. Напомним также, что для всех исследователей речь — это процесс реализации языка, индивидуальное пользование языком, озвучивание мысли.
Исходным психологическим толкованием этого процесса является представление X. Джексона о вербализации мысли. По Джексону, «сначала мысль приобретает форму предложения, затем подбираются слова, соответствующие мысли». Эти две стадии, а именно subject-proposition и object-proposition, вместе и составляют процесс вербализации (verbalizing). Подбор слов, подходящих для выражения мысли, соответствует внешней речи, если она может быть услышана, если же нет, она образует внутреннюю речь [Критчли 1974, 30]. Готовая мысль, по X. Джексону, «одевается» в слово, выражается в нем, образуя, акт коммуникации — пропозицию (proposition).
Соответственно если представить схематически процесс вербализации так, как его понимали последователи X. Джексона, то в нем можно выделить три этапа, два из которых отнесены к стадии subject-proposition, а третий соотносится с оформлением суждения в словах, т. е. со стадией object-proposition.
Общий анализ пути и достижения исследования процесса порождения речи со всей очевидностью показывает, что только в самых последних работах внимание исследователей сосредоточивается на смысле, контексте высказывания и делается попытка формирования более общего психологического представления этого процесса.
Интерес представляет психолингвистическая модель порождения речевого высказывания Дж. Миллера, Ю. Галантера и К. Прибрама, которая, с одной стороны, непосредственно отражает главное положение У. Джеймса, а с другой — основывается на современных данных о саморегулирующихся системах и психолингвистических концепциях порождающей грамматики. При этом психологическим фундаментом этой модели является бихевиористское понимание речи как навыка (Дж. Уотсон). Так, согласно Дж. Миллеру, Ю. Галантеру и К. Прибраму, «нормальное высказывание предложения является речевым навыком, который вырабатывается многолетней практикой. Подобно всякому навыку, он должен управляться Планом, т. е. должен быть отдельный точный план для каждого отдельного предложения, которое мы высказываем. Мы можем назвать его „моторным Планом” предложения. Однако за моторным Планом лежит процесс, более трудный для понимания, процесс, который создает сам моторный План, т. е. должен быть другой уровень Плана, который управляет моторным Планом. Назовем его грамматическим Планом. Его структура представляет собой иерархию грамматических правил образования и перестановки слов» [Миллер, Галантер, Прибрам 1965, 1701]. Из всей иерархии Планов «основной План», или «Металлан», может быть соотнесен с намерением, по Джеймсу. Другими словами, в схеме «намерение—грамматика—моторика» уже отмечается роль стратегий осуществления плана как опробование условий, задаваемых образом желаемого результата.
Модель ВКФ – предыдущая | следующая – Роль мотива