canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Разработка модели ВКФ. Уровни модели ВКФ.

Психолингвистические проблемы речевого мышления (продолжение)

Как известно, единство механизма прежде должно выра­жаться в единстве его структуры для всех проявлений функ­ции. Совмещение схемы смыслового восприятия и смысловыражения (речепроизводства) представляет такую общую схему- модель, в которой могут быть выделены три уровня. Первый уровень этой модели, осуществляющий непосредственный кон­такт с окружающей средой (сенсорно-моторный), реализуется в процессе устного вербального общения в слуховой и двигательно-артикуляторной модальности. Сенсорно-моторный уро­вень осуществляет функцию входа (с первичным преобразова­нием параметров акустических в нервную импульсацию) и вы­хода (с конечной трансформацией артикуляционной активности в акустические параметры) речевого сигнала. Соответствие фи­зических параметров входного и выходного акустического сигнала, регламентируемое внутренней согласованностью работы слухового и речедвигательного анализаторов, а также участие слуховой обратной связи (равно как проприоцептивной) в про­изводстве акустического сигнала и встречной моторной актив­ности в процессе его различения и опознавания, позволяют го­ворить о едином принципе организации входа и выхода ВКФ. Другими словами, принцип кодирования нервной импульсации через артикуляционные движения в структуру параметров акус­тического сигнала должен быть тем же, что и принцип кодирования акустических параметров в нервную импульсацию.

Второй уровень модели ВКФ, рассмотрение которого не­посредственно связано с предметом данного раздела,— формирование и формулирование мысли, которые предполагают уста­новление предметно-смысловых соответствий посредством языка, выражающееся в движении от смысловых связей к предметным и наоборот. Раскрытие предметного содержания чужой мысли, высказанной в устном сообщении, осуществляется через ана­лиз всей иерархии смысловых связей высказывания, воплощен­ных в вербальных связях, и последующий симультанно-пространственный синтез всех предварительных решений для полу­чения результата-понимания или непонимания. Другими слова­ми, это процесс раскрытия предмета чужой мысли на всех уровнях высказывания (т. е. распредмечивание) для себя. В процессе говорения происходит тот же процесс установления предметно-смысловых соответствий, но при выражении предмет­ного содержания своей мысли, здесь прежде создаются прост­ранственный синтез всего высказывания и его программа, реа­лизуемая в ходе текущего анализа соответствия замыслу вер­бальных средств способа формирования и формулирования мысли.

Происходящий процесс выражения мысли, т. е. ее опредме­чивание для слушателя, предполагает создание всей иерархии смысловых связей. При этом одним из основных показателей этой иерархии является связность, выявление которой в процессе слушания и говорения служит опорными точками меж- и внутриуровневых переходов. Можно полагать, что пространст­венный синтез (реализуемый в слушании в процессе объедине­ния разрозненных мыслей в единое целое, в процессе обобще­ния, без чего, как отмечает А. Н. Соколов, невозможно было бы формулирование общего вывода, а в процессе говорения в пространственном представлении всей иерархии предмета вы­сказывания на всех его уровнях) является общим пунктом вто­рого уровня модели ВКФ для слушания и говорения.

Третий уровень модели ВКФ — смыслообразующий. В про­цессе слушания этот уровень реализует понимание (или непонимание) как результат осмысления предмета высказывания и установления коммуникативного смысла и коммуникативного намерения чужого высказывания. Этот уровень предполагает .высший синтез смыслокомплексов, осуществляемый средствами индивидуального кода (Н. И. Жинкин). В процессе говорения смыслообразующий уровень выявляется в образовании комму­никативного смысла и коммуникативного намерения, реализую­щихся в замысле собственного высказывания и развертываю­щихся по его программе. Существенно отметить, что все уровни моделей ВКФ как бы входят друг в друга, поэтому их разгра­ничение носит условный характер. В то же время они все вклю­чаются в общий круг мотивационно-побудительной сферы, ко­торая, по словам Л. С. Выготского, определяется всей аффек­тивно-волевой сферой сознания. Модель ВКФ (или языковой способности) представляет собой, таким образом, сложный ме­ханизм приема, переработки и выдачи вербальной информации (предметного содержания, мысли) посредством языка и речи в таких видах речевой деятельности, как слушание и говорение.

Смысловые связи – предыдущая | следующая – Схема речепорождения

Исследование речевого мышления в психолингвистике

Консультация психолога при личных проблемах

Яндекс.Метрика