тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

Психолингвистические проблемы речевого мышления (продолжение)

Как известно, единство механизма прежде должно выра­жаться в единстве его структуры для всех проявлений функ­ции. Совмещение схемы смыслового восприятия и смысловыражения (речепроизводства) представляет такую общую схему- модель, в которой могут быть выделены три уровня. Первый уровень этой модели, осуществляющий непосредственный кон­такт с окружающей средой (сенсорно-моторный), реализуется в процессе устного вербального общения в слуховой и двигательно-артикуляторной модальности. Сенсорно-моторный уро­вень осуществляет функцию входа (с первичным преобразова­нием параметров акустических в нервную импульсацию) и вы­хода (с конечной трансформацией артикуляционной активности в акустические параметры) речевого сигнала. Соответствие фи­зических параметров входного и выходного акустического сигнала, регламентируемое внутренней согласованностью работы слухового и речедвигательного анализаторов, а также участие слуховой обратной связи (равно как проприоцептивной) в про­изводстве акустического сигнала и встречной моторной актив­ности в процессе его различения и опознавания, позволяют го­ворить о едином принципе организации входа и выхода ВКФ. Другими словами, принцип кодирования нервной импульсации через артикуляционные движения в структуру параметров акус­тического сигнала должен быть тем же, что и принцип кодирования акустических параметров в нервную импульсацию.

Второй уровень модели ВКФ, рассмотрение которого не­посредственно связано с предметом данного раздела,— формирование и формулирование мысли, которые предполагают уста­новление предметно-смысловых соответствий посредством языка, выражающееся в движении от смысловых связей к предметным и наоборот. Раскрытие предметного содержания чужой мысли, высказанной в устном сообщении, осуществляется через ана­лиз всей иерархии смысловых связей высказывания, воплощен­ных в вербальных связях, и последующий симультанно-пространственный синтез всех предварительных решений для полу­чения результата-понимания или непонимания. Другими слова­ми, это процесс раскрытия предмета чужой мысли на всех уровнях высказывания (т. е. распредмечивание) для себя. В процессе говорения происходит тот же процесс установления предметно-смысловых соответствий, но при выражении предмет­ного содержания своей мысли, здесь прежде создаются прост­ранственный синтез всего высказывания и его программа, реа­лизуемая в ходе текущего анализа соответствия замыслу вер­бальных средств способа формирования и формулирования мысли.

Происходящий процесс выражения мысли, т. е. ее опредме­чивание для слушателя, предполагает создание всей иерархии смысловых связей. При этом одним из основных показателей этой иерархии является связность, выявление которой в процессе слушания и говорения служит опорными точками меж- и внутриуровневых переходов. Можно полагать, что пространст­венный синтез (реализуемый в слушании в процессе объедине­ния разрозненных мыслей в единое целое, в процессе обобще­ния, без чего, как отмечает А. Н. Соколов, невозможно было бы формулирование общего вывода, а в процессе говорения в пространственном представлении всей иерархии предмета вы­сказывания на всех его уровнях) является общим пунктом вто­рого уровня модели ВКФ для слушания и говорения.

Третий уровень модели ВКФ — смыслообразующий. В про­цессе слушания этот уровень реализует понимание (или непонимание) как результат осмысления предмета высказывания и установления коммуникативного смысла и коммуникативного намерения чужого высказывания. Этот уровень предполагает .высший синтез смыслокомплексов, осуществляемый средствами индивидуального кода (Н. И. Жинкин). В процессе говорения смыслообразующий уровень выявляется в образовании комму­никативного смысла и коммуникативного намерения, реализую­щихся в замысле собственного высказывания и развертываю­щихся по его программе. Существенно отметить, что все уровни моделей ВКФ как бы входят друг в друга, поэтому их разгра­ничение носит условный характер. В то же время они все вклю­чаются в общий круг мотивационно-побудительной сферы, ко­торая, по словам Л. С. Выготского, определяется всей аффек­тивно-волевой сферой сознания. Модель ВКФ (или языковой способности) представляет собой, таким образом, сложный ме­ханизм приема, переработки и выдачи вербальной информации (предметного содержания, мысли) посредством языка и речи в таких видах речевой деятельности, как слушание и говорение.

Смысловые связи – предыдущая | следующая – Схема речепорождения

Исследование речевого мышления в психолингвистике

Консультация психолога при личных проблемах