Основные типы акцентуаций характера (продолжение)

Сенситивный тип. С детства пугливы и боязливы. Часто стра­шатся темноты, сторонятся животных, особенно собак, боятся ос­таться одни, быть запертыми дома. Чуждаются бойких и шумных сверстников. Не любят подвижных игр и озорства. Робки и застен­чивы среди посторонних и в необычной обстановке. Несклонны к легкому общению с незнакомыми. Все это может оставлять ложное впечатление о замкнутости и отгороженности от окру­жающего. На самом деле такие дети достаточно общительны с теми, к кому привыкли. Играть часто любят с малышами, чувствуя с ними увереннее и спокойнее. К родным и близким бывают привязаны даже при холодном и суровом обращении с ними. Отличаются послушанием, слывут «домашними детьми». Школа их пугает шумом, возней и драками на переменах. Учатся обычно старательно. Страшатся всякого рода контрольных, про­верок, экзаменов. Нередко стесняются отвечать у доски. Боятся прослыть выскочкой. Привыкнув к одному классу и даже страдая от преследований некоторых одноклассников, крайне неохотно переходят в другой.

Начало пубертатного периода обычно происходит без особых осложнений. Трудности начинаются в старшем подростковом воз­расте, с момента вступления в самостоятельную жизнь. Тогда выявляются две главные черты этого типа: чрезмерная впечат­лительность и чувство собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно в области морально-этических и волевых качеств. Источником тяжких угрызений совести у мальчиков может служить обычный для подросткового возраста онанизм. Боятся, что окружающие узнают о нем, обвинят их в «гнусности» и «распутстве». К родным сохраняется детская привязанность. Опеке близких обычно подчиняются. Упреки и наказания с их стороны более вызывают слезы и отчаяние, чем протест.

Рано формируется чувство долга, ответственности, чрезмерные моральные требования к себе и окружающим.

Выраженной бывает реакция гиперкомпенсации. Ищут само­утверждения себе не там, где могут раскрыться их способности, а именно в той области, где чувствуют слабость. Робкие и сте­снительные натягивают на себя личину веселости, даже занос­чивости, но в неожиданной ситуации быстро пасуют. При дове­рительном контакте за спавшей маской «все нипочем» открывается жизнь, полная самобичеваний, тонкая чувствительность и непо­мерно высокие требования к самому себе. Нежданное ими сочув­ствие может вменить браваду на бурно хлынувшие слезы.

От сверстников не отгораживаются, даже стремятся к ним, но в выборе приятелей разборчивы, а в дружбе привязчивы. Близкого друга предпочитают шумной компании, охотно уступают ему лидерскую роль, чувствуя себя за его спиной увереннее.

Увлечения сенситивных подростков, по наблюдениям Ю. А. Скроцкого [Патологические нарушения…, 1973], бывают двоякого рода. Одни носят интеллектуально-эстетический характер (му­зыка, рисование, лепка, домашние цветы, певчие птицы и т.п.), причем удовольствие доставляет сам процесс этих занятий — к каким-либо высоким результатам вовсе не стремятся, даже свои реальные успехи оценивают весьма скромно. Об этом роде увлечений часто стесняются говорить с другими. Другой род увле­чений обусловлен реакцией гиперкомпенсации. Здесь важны достигаемый результат и признание со стороны, иногда занимаются «пересиливая себя». Мальчики пытаются преодолеть «слабоволие» занятиями силовыми видами спорта (борьба, ган­тельная гимнастика и т.п.). Подростки обоего пола свою робость и застенчивость надеются побороть, устремляясь на обществен­ные посты, где обычно тщательно выполняют формальную часть поручений, но фактическое лидерство негласно достается другим.

Сексуальное влечение усиливает застенчивость и чувство собственной неполноценности. В силу гиперкомпенсации призна­ния в любви могут быть столь неожиданными и решительными, что пугают и отталкивают того, кому адресованы. Отвергнутая любовь утверждает в мыслях о своей никчемности, при этом могут возникнуть суицидные намерения.

Ни к делинквентности, ни к алкоголизации склонности не отмечается. К спиртным напиткам нередко имеется крайне отрица­тельное отношение. В алкогольном опьянении вместо эйфории могут обостряться депрессивные переживания. Сенситивные юноши обычно не курят.

Самооценка отличается высоким уровнем объективности. Лгать и притворяться не любят и не умеют. Предпочитают от­малчиваться, чем сказать неправду.

Ударом по слабому звену обычно служит ситуация, когда сенситивный подросток становится объектом недоброжелательного внимания окружающих, насмешек или подозрений в неблаго­видных поступках, когда на репутацию подростка падает тень или он подвергается несправедливым публичным обвинениям.

Особенности динамики при сенситивной ситуации состоят в том, что этот тип относительно устойчив к трансфор­мациям. С возрастом, в благоприятных условиях, особенно при хорошей семейной обстановке, сенситивные черты могут сгла­диться. В других случаях они способны, наоборот, заостриться (особенно у одиноких «старых дев»). При смешанных типах акцентуации черты другого типа (шизоидного, психастенического, астено-невротического) могут выступить на первый план.

Сенситивная акцентуация служит почвой для острых аффек­тивных реакций интрапунитивного типа, фобического невроза, реактивных депрессий, а также эндореактивных психозов — пубертатной анорексии и подростковой дисморфомании. По-видимому, именно сенситивная акцентуация сопряжена с повышенным риском заболевания прогредиентной шизофренией.

Вячеслав В., 17 лет. С детства рос тихим, робким, застенчивым, сторонился мальчиков, охотнее играл с девочками. Однажды на улице был избит хулиганами. С тех пор боится незнакомых подростков — обходит их стороной. Учился ста­рательно, но с трудом, боялся контрольных и экзаменов. Единственный сын. Два года назад родители развелись (отец пьянствовал), но продолжали жить в одной квартире. Тяжело переживал развод — стал хуже учиться, хотя по­долгу сидел над домашними заданиями. Перед выпускными экзаменами «запа­никовал»: казалось, что не сможет их сдать. Заявил матери, что ему жить не хочется. Был психоневрологическим диспансером освобожден от экзаменов. Обрадовался, успокоился. Получив аттестат, сразу поступил учеником на фабрику, где работала мать. Работой доволен, среди взрослых чувствовал себя спокойнее. Новых друзей не завел — ездил на другой конец города к товарищу детских лет. Недавно на работе его сверстница сама проявила к нему интерес — этому очень обрадовался, быстро к ней привязался.

Во время беседы на лице смущенная улыбка. При расспросе о конфликтах матери с отцом — разрыдался, долго не мог успокоиться. При упоминании о его подруге — просветлел, говорил о встречах с нею как о самом радостном событии в его жизни. Сказал, что себя считает очень застенчивым и впечатли­тельным, особенно стесняется незнакомых людей («кого знаю — с теми как-то легче»). Товарищи всегда ужасали его желанием выпить, курением и скверно­словием. Сам не курит и вина не пьет. Когда на него смотрят чужие люди, легко краснеет и смущается.

В физическом развитии признаки нерезкого гипогенитального инфантилизма.

При патохарактерологическом обследовании с помощью ПДО по шкале объективной оценки диагностирован сенситивный тип с чертами эмоциональной лабильности. Склонности к алкоголизации и делинквентности не установлено, реакция эмансипации не выражена. Самооценка — удовлетворительная: по шкале субъективной оценки отмечены сенситивные, лабильные и конформные черты, отвергаются черты неустойчивые.

Заключение. Психически здоров. Явная акцентуация по сенситивному типу.

Катамнез. Собран через год. Продолжает работу. Намерен жениться на девушке, к которой остается очень привязан.

астено-невротический тип – предыдущая | следующая – психастенические подростки

Подростковая психиатрия. Содержание.