Функция типологического «семейного диагноза» состоит в том, что он позволяет установить основные ориентиры, т. е. прогнозировать типичные проблемы и способы их разрешения, характерную динамику процесса психотерапии, вероятные механизмы компенсации нарушенных отношений и т. п. в семье, принадлежащей к данному типу. Но следует заметить, что, несмотря на несомненную важность такой типизации, существует и другая, не менее важная сторона диагностики. Это — распознавание особенностей, присущих именно данной, конкретной семье: своеобразия ситуации, в которой она находится, и отличительных черт поведения семьи и ее членов в этой ситуации, т. е. всего того, что делает каждую семью неповторимой. Это создает необходимость «индивидуализировать» работу с кон- кретной семьей—избирать различную тактику, варьировать технические приемы и решать всякий раз непохожие задачи. Неповторимость каждой семьи в значительной мере связана с тем, что можно назвать «индивидуальной системой значений» для семьи в целом и для каждого ее члена. Опыт показывает, что одна и та же проблема, подчас одинаковые высказывания оцениваются членами разных семей и индивидами одной семьи в той или иной мере по-разному. В некоторых случаях эти значения близки друг другу, в других они полностью не совпадают. Познание психотерапевтом индивидуальных особенностей поведения и «индивидуального языка» семьи, того, как и в чем могут перестраиваться эти значения и связанное с ними поведение, пе закапчивается па первом этапе знакомства с семьей, а продолжается и углубляется на протяжении всего периода психотерапевтической работы.
Первые контакты психотерапевта с семьей и понятие «семейной защиты». Психотерапевтическая работа с семьями в большей степени отличается от психотерапии в других видах групп именно па первых этапах. Основное отличие состоит в том, что семейный психотерапевт встречается с группой с уже сложившимися отношениями, законами и правилами, с определенным распределением ролей и сформированными особенностями социальной перцепции. Несмотря на нарушенные отношения или даже наличие конфликта в семье, эти нормы и правила остаются более или менее устойчивыми. Устойчивость сохраняется за счет механизмов, поддерживающих гомеостаз семейной системы, так называемых «семейных защит». «Защитные механизмы» в семье или семейные «мифы» {Dicks II., 1963; Fcrreira Д., 1966] являются групповыми защитными реакциями н так же, как индивидуальные «защиты», активизируются при наличии реальной или воображаемой угрозы.
Контакт психотерапевта с семьей может представляться ее членам «угрожающим» в первую очередь для двух следующих зон семейных отношений: 1) авторитет лидера в группе; 2) представление семьи о болезни и о роли больного в семье (речь здесь идет о неосознаваемых или лишь частично осознаваемых механизмах). Эта угроза и вызывает защитные реакции, реакции сопротивления психотерапевтическому воздействию. Например, больной человек может выступать в семье в роли «опекаемого», являясь своеобразным центром семьи, а членов семьи при этом объединяет общая забота о нем, а в некоторых случаях даже атмосфера самопожертвования. На первых этапах психотерапии защитные реакции семьи могут быть вызваны тем, что поведение психотерапевта интерпретируется как критическое отношение к такому «семейному кредо». При другом распределении ролей больной человек может выступать в роли «отвергаемого», которому другие члены семьи противопоставляют себя, и это противопоставление способствует сплочению семейной группы. Выражение неприятия психотерапевтом такой структуры отношений может усилить сопротивление семьи психотерапевтическому воздействию. Внешнее, поведенческое выражение сопротивления семьи особенно ясно можно наблюдать в амбулаторной практике, где семью не ограничивают рамки госпитализации больного и она демонстрирует более естественные защитные реакции. Одним из видов открытой защитной реакции является просто «уход», отказ от участия в семейной психотерапии. При более скрытом сопротивлении члены семьи отрицают наличие какой-либо связи между болезнью и отношениями в семье и стараются ограничить обсуждение лишь проблемами больного члена семьи.
С. В. Днепровская (1975) называет 6 видов защитных реакций семьи: 1) возражения против формы совместных бесед или обсуждения семейных проблем с врачом; 2) умолчание; 3) реакция раздражения; 4) отрицание обсуждаемых факторов; 5) поспешное согласие с врачом; 6) уклонение от обсуждаемых вопросов. А. П. Коцюбинский и В. Л. Гайда в качестве формы группового противодействия семьи наблюдали: 1) молчание, 2) перемену темы, 3) аффективное и иегативистическое поведение. Преодоление сопротивления семьи требует больших усилий и не всегда приносит успех. Очевидно, что степень активности и прямых советов психотерапевта в случае встречи со всей семьей должна быть меньше, чем иногда может быть при первой индивидуальной беседе. Исключение составляют острые, кризисные ситуации, где часто бывают необходимы непосредственные советы. Но в эти периоды в семье происходит ослабление ее групповых защитных реакций. Для преодоления сопротивления семейной группы иногда оказывается эффективным временное выключение из психотерапии тех членов семьи, которые демонстрируют «реакцию ухода», с тем, чтобы вернуть их, когда возникнет подходящая для этого ситуация. Наиболее распространенным способом установления контакта с семьей является «завоевание ее изнутри», т. е. работа с опорой на неформальных лидеров или эмоционально значимых, по не участвующих в данном конфликте членов семьи. Следует подчеркнуть большое значение первого этапа в психотерапии, так как процесс «снятия семейных защит» наиболее полно раскрывает суть взаимодействия в семье и показывает, каким образом может осуществляться движение в системе «психотерапевт — семья».
семейный диагноз – предыдущая | следующая – формы семейной психотерапии
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание