Методики незаконченных предложений относятся к так называемым вербальным проективным методам и также часто используются в клинике. Исследуемому предъявляется серии незаконченных предложений, обычно с многоточиями в конце, с тем чтобы он закончил их одним или более словами. Этот прием похож на ассоциативный эксперимент, однако метод незаконченных предложений более информативен, потому что исследуемый может отвечать более чем одним словом. При этом возможны большая гибкость и большее разнообразие ответов; заданность определенных тем позволяет затронуть важные аспекты личности и жизненного опыта. Эти методики строятся различно. Одни предназначаются для выявления мотивов, потребностей и сил среды, действующих на субъекта. Другие могут касаться в первую очередь или исключительно чувств испытуемого, его отношений к семье, друзьям, коллегам и пр. Третьи предназначены для обнаружения некоторых психологических механизмов, таких как чувство одиночества, способы ухода от действительности. Иными словами, каждая методика должна быть приспособлена к частной ситуации, в которой она будет использоваться. Благодаря этому имеются значительные возможности изучения как нормальных, так и клинических случаев. Примером может служить структура одного из часто используемых при психологическом исследовании метода незаконченных предложений Сакса и Сиднея, адаптированного в Институте им. В. М. Бехтерева в целях исследования личностных отношений больных неврозами и психозами [Румянцев Г. Г., 1969; Соколова Г. С, 1971]. Метод состоит из 60 незаконченных предложений такого типа: «Будущее кажется мне…», «Думаю, что настоящий друг…», «Супружеская жизнь кажется мне…» и пр. Все 60 предложений при анализе распределяются на 15 групп (в каждой группе 4 незаконченных предложения), отражающих основные отношения испытуемого: отношение к матери, к отцу, к семье, к лицам противоположного пола, половой жизни, к друзьям и знакомым, к вышестоящим по работе, к подчиненным, к коллегам и т. д. Рассматривается также отношение к прошлому, будущему и цели. Обработка полученных этим проективным методом данных может быть качественной и количественной.
Методика «Семантического дифференциала» (СД), автором которой является Ч. Осгуд [Osgood Ch. Е., Suci G. J., Tannen-baum 1957; Osgood Ch. E., 1969] в последние годы вызывает интерес в отечественной психологии. Анализу теоретического обоснования метода и опыту его применения посвящены работы сотрудников института В. М. Бехтерева Т. Л. Федоровой (1978) и А. М. Эткинда (1979). Методологическая уязвимость «семантического дифференцирования» не отрицается даже самим создателем методики. СД связывается с теорией значения, хотя и не основывается на ней: методика выкристаллизовывалась в ходе практических исследований, которые Осгуд проводил в области синестезии, и независимо от теории значения. Семантический дифференциал и был задуман как методика, позво-
122
ляющая определять значение и с качественной, и с количественной стороны. Методика состоит в том, что испытуемый оценивает интересующие исследователя понятия по набору шкал. Каждая шкала — это отрезок прямой с 7 делениями. Полярные точки обычно представлены прилагательными-антонимами: красивый — уродливый; глубокий — мелкий и т. д. Серединная, или нейтральная, позиция означает либо признание, либо отрицание обеих характеристик («и.. .и» или «ни. ..ни»). Такие шкалы, по мнению Осгуда, можно представить как оси, проходящие через начало координат (оно соответствует нейтральной шкальной позиции) и задающие таким образом многомерное пространство, которое исследователь называет «семантическим». Оценка значения понятия по шкалам СД позволяет поместить его в точку семантического пространства (СП). Положение точки в СП характеризуется двумя показателями: 1) направленностью от начала координат, т. е. от нейтральной позиции шкалы (качественная характеристика), и 2) удаленностью от начала координат («интенсивность», «поляризация»— количественная характеристика). Чем больше точка СП удалена от начала координат, или, иначе, чем длиннее вектор, тем интенсивнее реакция и, следовательно, тем более значимо для испытуемого оцениваемое понятие. Естественно, что значение понятия определяется тем точнее, чем большее число осей СП задано, т. е. чем больше число шкал, по которым это понятие оценивается. Однако па практике для определения семантического пространства вполне достаточно знать его основные измерения. Лучшим аппаратом для выделения минимального количества измерений, или осей, характеризующих СП, оказался факторный анализ.
Осгудом и его сотрудниками было проделано 3 факторных анализа, и всякий раз в результате выделялось 3 основных фактора (от 50 до 65 % всей дисперсии). В 1-й фактор (33—38 %) с самым высоким весом вошли шкалы типа «хороший — плохой», «красивый — уродливый», «чистый — грязный» и т. п. Он интерпретировался как фактор оценки. 2-й фактор (7—16%) составили шкалы «большой — маленький», «сильный — слабый» и др., и он получил название фактора силы. В 3-й фактор (6—И %) вошли шкалы «быстрый — медленный», «активный — пассивный»; он был. назван фактором активности. Это позволило Осгуду говорить об универсальности этих трех, как он их называет, «аффективных компонентов значения», придающих всему значению то, что можно назвать его «эмоциональной окраской». Утверждая, что СД выделяет именно аффективные компоненты значения, Осгуд объясняет это тем, что, за редким исключением, шкалы употребляются в метафорическом смысле, причем для психологов именно метафоричность шкал делает СД предпочтительнее таких прямых методов, как, скажем, «полярные профили».
исследования фрустраций – предыдущая | следующая – измерение значений
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание