Проведенные в Институте им В. М. Бехтерева нами [Зачепицкий Р. А., 1978] исследования показали, что условно-рефлекторные методы оказываются более эффективными при простых невротических реакциях, формы которых мало дифференцированы, чем при выраженных неврозах, в патогенезе которых существенную роль играет своеобразие индивидуальных особенностей личности. В частности, такие сложные формы, как агорафобия или клаустрофобия, не излечиваются одними условно-рефлекторными приемами. Даже если больной тренируется при прямой поддержке врача или психолога в пребывании на открытом пространстве или в закрытом помещении, лечение остается безуспешным, пока не выявлен психогенный источник, создавший и поддерживающий данную фобию. Но после его вскрытия и осознания больным и психологической перестройки его установок такие упражнения становятся полезными для закрепления успеха терапии. Устранение истерического симптома, например, гипнотическим внушением также не ведет к ликвидации истерии, но облегчает психотерапию, направленную на коррекцию особенностей истерической личности. Среди больных неврозами и психозами нередко встречаются пациенты, характеризующиеся неуверенностью в себе, испытывающие затруднения в общении с людьми. В Институте им. В. М. Бехтерева проводятся групповые занятия с такими пациентами по поведенческой тренировке в самоутверждении, называемой функциональной тренировкой поведения [Воловик В. М., Вид В. Д., 1975; Лукина И. С., 1975, и др.]. Проигрываются сцены самоутверждения, при этом каждая удача пациента в этой игре подкрепляется словесной похвалой врача или психолога, проводящего занятия. Такая условно-рефлекторная тренировка поведения является первоначальной ступенью групповой психотерапии подобных больных. После достигнутых в ней успехов открываются возможности для последующих более сложных форм групповой психотерапии. В совместной работе Б. Безади, Е. И. Голынкиной и Ю. Я. Тупицына (1979) приводятся данные использования опросника и анкеты для психологической диагностики чувства неуверенности в себе, разработанные в отделении клинической психологии Университета им. Гумбольдта в Берлине (ГДР), сотрудничающего с Институтом им. В. М. Бехтерева. Результаты этих исследований в сравнении с результатами исследований в контрольной группе показали снижение чувства неуверенности в себе у занимающихся функциональной тренировкой, более выраясенное у больных с высокой мотивацией к участию в занятиях и выполнению заданий по тренировке.
Весьма важным, но пока еще недостаточно решенным является вопрос о факторах, определяющих успешность психотерапии. Из неспецифических факторов психотерапии многие авторы выдвигают личность терапевта, его умение анализировать проблемы, волнующие больных, эмпатию, сердечность, теплоту, доброту, способность вызвать у пациента надежду на выздоровление. Среди множества черт личности пациента, способствующих успешному включению в терапию, обычно выделяются такие, как мотивация, внутренняя установка на лечение, способность к самораскрытию, вера во врача, потребность в эмоциональной поддержке. Важными условиями являются ожидания пациентов в отношении личности терапевта, методов его работы, предполагаемых результатов лечения. R. W. Heine и Н. Trosman (1960) выделяют два типа ожиданий пациентов. Одни рассчитывают на получение советов, руководства, прямых указаний психотерапевта и применение технических приемов, другие—на участие и на разрешение тревожащих их проблем. Впрочем, существуют немногочисленные возражения против утверждений о лучшем исходе лечения, когда характер его соответствует ожиданиям пациентов [Bloch S. и др., 1976]. Указывается также, что по характеру первоначальных бесед с больным можно прогнозировать эффективность психотерапии. L. Lubarsky (1959) отмечает, что у тех, кто продолжает начатое лечение, происходит улучшение. Очень существенными являются этико-деонтологические проблемы психотерапии, среди которых особенное значение имеет конфиденциальность, которую следует соблюдать с учетом личности больного и при индивидуальной, и при групповой психотерапии. Н. С. Говоров (1977), напоминая о принципе А. С. Макаренко «не ворошить старого» в работе с воспитанниками его колонии, указывает, что в некоторых случаях не следует добиваться полного самораскрытия пациента в процессе психотерапии.
Для оценки эффективности психотерапии используются данные клинического наблюдения, психологических тестов и ка тамнестических обследований. В исследованиях Б. Д. Карвасарского и его сотрудников (1979, 1982) было установлено, что критериями эффективности индивидуальной и групповой психотерапии являются: 1) субъективно переживаемое больным симптоматическое улучшение; 2) степень понимания им психологических механизмов его заболевания; 3) объективно регистрируемое проявление восстановления нарушенных отношений личности; 4) субъективно и объективно определяемая степень улучшения социального функционирования пациента в различных сферах деятельности.
В сотрудничестве с психиатрами и психологами ГДР в Институте им. В. М. Бехтерева создана и действует автоматизированная информационная система для учета многочисленных клинических, психологических, биологических и социальных характеристик больных, процесса психотерапии и других лечебно- восстановительных мероприятий. Для этого разработаны специальная карта (формализованная история болезни) и оценочная шкала основных клинико-психопатологических данных, которые подвергаются математико-статистической обработке с помощью ЭВМ [Бурковский Т. В., Вукс А. Я-, Иовлев Б. В., Корабельников К- В., 1977].
В нашей литературе в последние годы используются некоторые понятия, выдвинутые психоанализом (неосознаваемые психические процессы, осознание, сопротивление и др.), не только в критическом плане, по и путем переосмысливания их с диалектико-материалистических позиций. В связи с задачами психопрофилактики особого рассмотрения требует выдвинутое психоанализом понятие так называемой психологической защиты.
терапевтический эффект – предыдущая | следующая – приемы психологической защиты
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание