Принципы и задачи психологической диагностики. Психологическую диагностику принято определять как дисциплину о методах классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакам [Психологическая диагностика…, 1981]. Диагностика в области медицинской психологии включает обе указанные задачи. Примерами задач на классификацию являются определение типов отношения к болезни, осуществляемое с помощью Личностного опросника Бехтеревского института (ЛОБИ), или типов акцентуаций характера у подростков посредством Патохарактерологического диагностического опросника (ПДО). Примером решения задачи на ранжирование может служить определение уровня невротизации и психопатизации (УНП), показателя психологической склонности к алкоголизации у подростков с помощью ПДО, показателей развития интеллекта по методике Векслера.
Однако посредством медико-психологических исследований приходится решать еще одну диагностическую задачу — выявление психопатологических симптомов, которые трудно обнаружить при клиническом, врачебном исследовании. Эта задача часто решается посредством методов патопсихологической и нейропсихологической диагностики. Например, некоторые тонкие нарушения мышления в инициальной стадии шизофрении и даже на всем протяжении болезни при вялотекущей ее форме удается выявить только с помощью специально разработанных патопсихологических методик [Зейгарник Б. В., 1969; Рубинштейн С. Я-, 1970; Поляков Ю. Ф., 1972]. Посредством специальной шкалы ПДО удается установить признаки, указывающие с определенной долей вероятности на то, что девиация характера может выходить за рамки вариантов нормы и достигать патологического уровня — психопатии [Личко А. Е., Иванов Н. Я., Озерецковский С. Д., 1981]. Можно было бы сказать, что в этих случаях также решается задача классификации— разделение обследованных на больных шизофренией и не страдающих этим заболеванием, разделение акцентуаций характера и психопатий. Однако на самом деле только на основании обнаруженных этими методами психологической диагностики патологических признаков такие разделения никогда не делаются, т. е. диагноз шизофрении или психопатии не устанавливается. Выявленные в процессе психологической диагностики симптомы служат лишь одним из доводов в клинико-диагностическом процессе, который осуществляется врачом на основе целого комплекса определенных симптомов. К сказанному следует добавить, что диагностическая задача здесь не сводится только к установлению «наличия или отсутствия признака». Этому признаку всегда дается особая качественная квалификация (в чем состоят обнаруженные нарушения мышления, в чем — нарушения при выполнении определенного патопсихологического теста).
Наконец, в медицинской психологии стоит еще одна задача — использование методов психологической диагностики для оценки эффективности лечения и реабилитационных программ. Особенно в оценке эффективности нуждаются методы психотерапии. Эффективность этих методов нередко бывает трудно определить и тем более оценку квантифицировать. Под влиянием психотерапии может, например, измениться тип отношения больного к своей болезни (т. е. будет дано новое решение квалификационной диагностической задачи) или снизиться уровень невротизации, определенный с помощью методики УНП [Методика определения…, 1980], т. е. изменится уровень ранга. Сущность задачи на квалификацию или ранжирование дополняется здесь оценкой изменения в сравнении с исходными данными. Вся суть теперь в динамике — не просто в «наличии или отсутствии признака» и не просто в «нахождении точки на континууме», а в качественном изменении этого признака и в движении этой точки. Первым двум приемам психологической диагностики в области медицинской психологии, а именно: анамнезу и наблюдению — будет посвящена следующая глава. Ряд психологических тестов, используемых в медицинской психологии, представлен в последующих главах. При этом более детально будут изложены те методы психологической диагностики, которые либо были разработаны авторами настоящей книги, либо в совершенствование этих методов ими же был внесен определенный вклад. Один из этих методов ранее еще нигде не публиковался — это Личностный опросник Бехтеревского института (ЛОБИ). В отношении применяемых в медицинской психологии диагностических тестов, так же как вообще в психологической диагностике, главным образом встает проблема надежности и валидности. Надежность призвана оценить постоянство показателей тестовых испытаний, определить, какая часть изменчивости тестовых показателей ошибочна. Для обеспечения надежности прежде всего необходимо постоянство условий процедуры тестирования, что при проведении медико-психологических исследований далеко не всегда выполнимо (например, вследствие изменения состояния больного). Определить степень надежности чаще пытаются повторным тестированием в идентичных условиях (ретесты) и вычислением коэффициентов корреляции между показателями первого и второго теста. Однако здесь вмешивается фактор тренировки, не говоря уже об упомянутом изменении состояния больного. Другой способ определения надежности — разделение теста пополам и вычисление корреляции между результатами обеих половин. Этот способ возможен лишь при полном качественном однообразии всего теста. Установление степени надежности тестов-опросников представляет особо трудную задачу. Ни один из предложенных пока способов определения надежности в отношении медико-психологических опросников не может быть признан вполне удовлетворительным. В частности, при ретестировании особенно сказывается фактор, который R. В. Cattell (1957) назвал «мотивационной лабильностью»,— повторное заполнение одного и того же опросника дает изменение ответов в зависимости от ситуации, настроения и т. п.
опросники – предыдущая | следующая – валидность
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание