Глава 1. Психологическая диагностика в клинической медицине

Принципы и задачи психологической диагностики. Психоло­гическую диагностику принято определять как дисциплину о методах классификации и ранжирования людей по психоло­гическим и психофизиологическим признакам [Психологическая диагностика…, 1981]. Диагностика в области медицинской пси­хологии включает обе указанные задачи. Примерами задач на классификацию являются определение типов отношения к бо­лезни, осуществляемое с помощью Личностного опросника Бехтеревского института (ЛОБИ), или типов акцентуаций харак­тера у подростков посредством Патохарактерологического ди­агностического опросника (ПДО). Примером решения задачи на ранжирование может служить определение уровня невротизации и психопатизации (УНП), показателя психологической склонности к алкоголизации у подростков с помощью ПДО, показателей развития интеллекта по методике Векслера.

Однако посредством медико-психологических исследований приходится решать еще одну диагностическую задачу — выяв­ление психопатологических симптомов, которые трудно обна­ружить при клиническом, врачебном исследовании. Эта задача часто решается посредством методов патопсихологической и нейропсихологической диагностики. Например, некоторые тон­кие нарушения мышления в инициальной стадии шизофрении и даже на всем протяжении болезни при вялотекущей ее форме удается выявить только с помощью специально разрабо­танных патопсихологических методик [Зейгарник Б. В., 1969; Рубинштейн С. Я-, 1970; Поляков Ю. Ф., 1972]. Посредством специальной шкалы ПДО удается установить признаки, ука­зывающие с определенной долей вероятности на то, что девиа­ция характера может выходить за рамки вариантов нормы и достигать патологического уровня — психопатии [Личко А. Е., Иванов Н. Я., Озерецковский С. Д., 1981]. Можно было бы ска­зать, что в этих случаях также решается задача классифика­ции— разделение обследованных на больных шизофренией и не страдающих этим заболеванием, разделение акцентуаций характера и психопатий. Однако на самом деле только на осно­вании обнаруженных этими методами психологической диагно­стики патологических признаков такие разделения никогда не делаются, т. е. диагноз шизофрении или психопатии не устанав­ливается. Выявленные в процессе психологической диагностики симптомы служат лишь одним из доводов в клинико-диагности­ческом процессе, который осуществляется врачом на основе це­лого комплекса определенных симптомов. К сказанному сле­дует добавить, что диагностическая задача здесь не сводится только к установлению «наличия или отсутствия признака». Этому признаку всегда дается особая качественная квалифика­ция (в чем состоят обнаруженные нарушения мышления, в чем — нарушения при выполнении определенного патопсихо­логического теста).

Наконец, в медицинской психологии стоит еще одна за­дача — использование методов психологической диагностики для оценки эффективности лечения и реабилитационных про­грамм. Особенно в оценке эффективности нуждаются методы психотерапии. Эффективность этих методов нередко бывает трудно определить и тем более оценку квантифицировать. Под влиянием психотерапии может, например, измениться тип от­ношения больного к своей болезни (т. е. будет дано новое ре­шение квалификационной диагностической задачи) или сни­зиться уровень невротизации, определенный с помощью мето­дики УНП [Методика определения…, 1980], т. е. изменится уровень ранга. Сущность задачи на квалификацию или ранжи­рование дополняется здесь оценкой изменения в сравнении с исходными данными. Вся суть теперь в динамике — не про­сто в «наличии или отсутствии признака» и не просто в «на­хождении точки на континууме», а в качественном изменении этого признака и в движении этой точки. Первым двум при­емам психологической диагностики в области медицинской пси­хологии, а именно: анамнезу и наблюдению — будет посвящена следующая глава. Ряд психологических тестов, используемых в медицинской психологии, представлен в последующих главах. При этом более детально будут изложены те методы психоло­гической диагностики, которые либо были разработаны авто­рами настоящей книги, либо в совершенствование этих мето­дов ими же был внесен определенный вклад. Один из этих методов ранее еще нигде не публиковался — это Личностный опросник Бехтеревского института (ЛОБИ). В отношении при­меняемых в медицинской психологии диагностических тестов, так же как вообще в психологической диагностике, главным образом встает проблема надежности и валидности. Надеж­ность призвана оценить постоянство показателей тестовых ис­пытаний, определить, какая часть изменчивости тестовых по­казателей ошибочна. Для обеспечения надежности прежде всего необходимо постоянство условий процедуры тестирова­ния, что при проведении медико-психологических исследований далеко не всегда выполнимо (например, вследствие изменения состояния больного). Определить степень надежности чаще пы­таются повторным тестированием в идентичных условиях (ретесты) и вычислением коэффициентов корреляции между по­казателями первого и второго теста. Однако здесь вмешивается фактор тренировки, не говоря уже об упомянутом изменении состояния больного. Другой способ определения надежности — разделение теста пополам и вычисление корреляции между результатами обеих половин. Этот способ возможен лишь при полном качественном однообразии всего теста. Установление степени надежности тестов-опросников представляет особо трудную задачу. Ни один из предложенных пока способов оп­ределения надежности в отношении медико-психологических опросников не может быть признан вполне удовлетворитель­ным. В частности, при ретестировании особенно сказывается фактор, который R. В. Cattell (1957) назвал «мотивационной лабильностью»,— повторное заполнение одного и того же оп­росника дает изменение ответов в зависимости от ситуации, на­строения и т. п.

опросники – предыдущая | следующая – валидность

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание