7. Информационный тезаурус человека как база речемыслительной деятельности
«…мышление и знание вообще неотделимы друг от друга».
[Рубинштейн 1958, 53]
Общеизвестно, что еще К. Д. Ушинский трактовал знание как органический элемент процессов мышления, а ум —как хорошо организованную систему знаний; Ю. А. Самарин [1962] убедительно показал, что процесс мышления представляет собой актуализацию различных знаний; ряд советских психологов подчеркивает, что новая мысль может быть понята, когда она входит звеном в состав предыдущего опыта личности, в сложившуюся уже систему представлений и понятий [Костюк 1965, 905]. В последние годы особо подчеркивается, что язык сложнейшим образом переплетен со знаниями людей о мире [Виноград 1976, 48], что извлеченная из памяти информация оказывается глубоко «вросшей» в схемы памяти [Норман 1979, 161], а воспринимаемая новая информация интегрируется с ранее известными фактами с учетом того, что косвенно содержится в сообщении, в том числе импликации, пресуппозиции, намерения говорящего и т. п. [Clark, Clark 1977, 154]. Внимание исследователей заострено на роли знаний в различных познавательных процессах, в том числе в речемыслительной деятельности, на формах представленности (репрезентации) знаний в памяти и на организационных принципах, с помощью которых знания упорядочены в памяти, что обеспечивает доступ к ним в случаях надобности. Ниже предлагается краткий обзор основных точек зрения по названным вопросам.
Обсуждаемые в связи с процессами речемыслительной деятельности человека типы знаний принято прежде всего подразделять на языковые («лингвистические») знания п знания о мире («энциклопедические знания»); аналогичным образом предлагается различать две формы общественного сознания: собственно языковое (лингвистическое) и познавательное (когнитивное) [Гальперин 1977, 97].
По мнению М. Бирвиша и Ф. Кифера [Bierwisch, Kiefer 1969, 72], адекватная лингвистическая теория должна обеспечивать принципиальную основу для установления сходства и различий между языковыми и энциклопедическими знаниями, хотя во многих случаях граница между этими типами знаний не является очевидной. Однако некоторые ученые не считают возможным включать вопрос об энциклопедических знаниях в компетенцию лингвистики. Так, Н. А. Слюсарева следующим образом критикует Ж. Мунена, полагающего, что в задачи лингвистики входит, в частности, выяснение того, каким образом язык выступает в качестве формы знания, как лингвистическая семантика отражает нелингвистическую семантику опыта: «Задача — каким образом значение манифестирует содержание (смысл) — лишь частично является лингвистической, а задача — каким образом язык выступает в качестве средства накопления и передачи знания — отходит целиком к области семантики отражения и не является собственно лингвистической» [Слюсарева 1973, 15]. Противоположная точка зрения выражена в «контен- сивной теории слова» [Верещагин, Костомаров 1980].
Пожалуй, наиболее убедительное теоретическое обоснование неразрывности языковых и энциклопедических знаний, а тем самым и необходимости их параллельного исследования дает С. Д. Кацнельсон [1972, 110], показавший, что механизмы языка спарены с механизмами сознания, а элементами или единицами индивидуального сознания являются знания, в первую очередь практические и житейские знания, составляющие жизненный опыт индивида. Языковые знания — это знания особого рода, они служат «средствами активизации элементов сознания и их словесного выражения в процессе формирования мысли и речи. Процесс порождения речи тесно переплетается с процессом порождения мысли, образуя единый речемыслительный процесс, осуществляемый механизмами речевого мышления» [Там же, 115]. В то же время В. А. Звегинцев [1976] детально рассматривает пути перехода неязыковых знаний (под которыми он понимает «данные опыта или категории сознания» [Там же, 264, 268], знания «социального, культурного, мировоззренческого и прочего порядка» [Там же, 299]) в языковые пресуппозиции и показывает, что в пресуппозициях «язык (высказывание) и все нелингвистические знания, фиксируемые человеческим сознанием, соприкасаются друг с другом непосредственно» [Там же, 264; см. также: Колшанский 1980].
Задача исследования путей формирования знаний о мире, построения в сознании индивида многомерного образа мира, а также изучения того, как функционирует образ мира, опосредуя деятельность людей, четко поставлена А. Н. Леонтьевым [1979], показавшим, что система значений выступает в роли пятого квазиизмерения, в котором открывается человеку объективный мир, существующий в трехмерном пространстве и во времени. Мысль А. Н. Леонтьева о том, что не мир образов, а образ мира регулирует и направляет деятельность человека, развивает далее С. Д. Смирнов [1981]. Можно надеяться, что и идея «пятого квазиизмерения», сформулированная А. Н. Леонтьевым, получит в недалеком будущем более детальную разработку, что будет способствовать построению теории взаимодействия энциклопедических и языковых знаний (о философской основе, на базе которой только и может быть решена совокупность проблем «сознание, мозг и внешний мир» [см. Ломов 1979]). Следует подчеркнуть, что углубленное исследование отмеченной А. Н. Леонтьевым роли системы значений в переходе «через чувственность за границы чувственного, через сенсорные модальности к амодальному миру» [1979, 12] должно помочь пониманию того, как процессы абстрагирования и обобщения дают человеку возможность интегрировать получаемую через органы чувств разнообразную информацию об окружающем мире для дальнейшего оперирования ею в процессах речемыслительной и коммуникативной деятельности. Можно полагать, что результаты таких исследований дадут возможность по-новому взглянуть на круг проблем, обсуждаемых ныне в лингвистике как проблемы соотношения концептуального и лингвистического содержания языковых единиц, концептуальной модели мира и лингвистической модели мира, семантики отражения и лингвистической семантики, объективного и субъективного в языке и т. п. [см., например: Брудный 1971; Брутян 1973; Звегинцев 1973; Колшан- ский 1975; Мигирин 1973; Панфилов 1977; Слюсарева 1973: Уфимцева 1961; и др.].
Семиология – предыдущая | следующая – Типы памяти