canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Системы памяти человека. Эпизодическая и семантическая память.

Психолингвистические проблемы речевого мышления (продолжение)

Знания, которыми владеет человек, разграничиваются и по другим принципам.

Так, Дж. Андерсон [Anderson 1976] считает принципиальным противопоставление знания фактов (declarative — knowledge «knowing that») знанию операций (procedural knowledge — «knowing how»). Андерсон отмечает, что нет единства мнений относительно того, какие знания следует квалифицировать как факты, а какие — как операции; один и тот же случай может выступать как пример и того, и другого типа знаний; в качестве возможного примера из области знания операций Андерсон при­водит владение родным языком.

Ф. Клике [Klix 1980] противополагает знания, постоянно хранимые в долговременной памяти человека (stationary knowledge), выводным, производным знаниям (inferential knowledge). По мнению У. Кинча [Kintsch 1977, 291], исследо­вание правил получения выводных знаний и особенностей ис­пользования их человеком составляет одну из основных задач когнитивной психологии. В связи с этим следует отметить, что глубокий психофизиологический анализ механизмов получения выводного знания, генерирования мозгом новой информации, был в свое время предпринят Е. И. Бойко [1976], полагавшим, что за двумя формами получения знаний (рецептивной, извне, и продуктивной, путем самодвижения мысли) лежат разные по структуре психические процессы.

По всей видимости, и языковые, и энциклопедические знания могут: а) квалифицироваться как знание фактов и как знание операций; б) быть постоянно хранимыми и выводными.

Поскольку носителями знаний являются структуры памяти человека, в литературе обсуждается широкий круг вопросов, свя­занных с разграничением систем памяти и соотнесением с ни­ми разных типов знаний. Как правило, знания человека соот­носят с его долговременной памятью, которую в последние го­ды стали подразделять на эпизодическую и семантическую [Tulving 1972, 1976]. Эпизодическая память получает и хранит информацию о датированных эпизодах или событиях и о про­странственно-временных отношениях между ними; данные раз­ностороннего опыта индивида локализованы в пространстве и времени преимущественно относительно его самого. В отличие от этого семантическая память хранит общие, абстрактные, де- персонализованные знания. Это «имеющиеся у индивида упоря­доченные знания слов и других вербальных символов, их значе­ний и референтов, отношений между ними; знания правил мани­пулирования этими символами, понятиями, отношениями» [Tulving 1972, 386].

Семантическая память человека оказалась в последнее вре­мя в центре внимания представителей разных специальностей — психологов, лингвистов, психолингвистов, исследователей в об­ласти информатики и т. д. Не случайно в программе XXI Меж­дународного психологического конгресса (Париж, 1976) был выделен симпозиум «Семантические аспекты памяти». В по­рядке подготовки к работе этого симпозиума был опубликован специальный выпуск журн. «Langages» (1975, № 40 — Probleme de semantique psychologue). См. статьи: [Denhiere 1975; Dubois 1975; Lecocq, Maryniak 1975; Le Ny 1975; и др.]. Итоги работы симпозиума подведены в журн. «International Journal of Psycholinguistics» (1978, 2—5). См. статьи: [Denhiere, Dubois 1978; Kintsch, Kintsch 1978; Kurcz 1978; Le Ny 1978]. XXII Меж­дународный конгресс психологов (Лейпциг, 1980) включал ряд симпозиумов и тематических заседаний, на которых рассматри­вался широкий круг вопросов, связанных с изучением особенно­стей кодирования человеком знаний о мире и языковых знаний, оперирования этими знаниями в разного рода познавательных процессах [XXIInd International Congress 1980]. См. также об­зор: [Захарова 1981]. В частности, во вступительном слове к работе симпозиума II «Познание и память» президент XXII кон­гресса, он же организатор этого симпозиума, Ф. Клике [КНх 19802] в числе вопросов, требующих специального обсуждения, назвал следующие: Каковы различия между эпизодической и семантической памятью? Как эти типы памяти взаимодейству­ют при репрезентации знаний и оперировании последними? Су­ществует ли иконическая память, совершенно отличная от кон­цептуальной памяти и базирующаяся на иных принципах хра­нения? Что понимается под лексической единицей памяти? Хра­нятся ли в памяти концептуальные признаки или прототипы? Что такое «прототип»? Является ли он набором характерных признаков, или это среднее от группы примеров, или это шаб­лон единичной и уникальной репрезентации? Какая из моделей репрезентации концептуальных знаний удачнее: признаковая или сетевая? И, вообще, является ли эта альтернатива оправданной? Если нет, то как взаимосвязаны разные модели репре­зентации знаний и как они взаимодействуют? Какова связь между стационарно хранимыми в долговременной памяти зна­ниями и механизмами получения выводного знания? Ф. Клике особо подчеркнул значимость вопроса о роли когнитивных ме­ханизмов в понимании и продуцировании предложений и указал, что взаимосвязь между когнитивными компонентами и языко­выми единицами может рассматриваться в различных аспек­тах. Напомним, что нас этот вопрос интересует с точки зрения, как те и другие взаимодействуют в процессе речемыслительной деятельности, а следовательно, почти все из перечисленных Кликсом вопросов представляются важными для рассматривае­мой нами проблемы.

Следует отметить, что семантическую память человека не­редко отождествляют либо с «ментальной энциклопедией», ли­бо с «ментальным лексиконом», некоторые авторы полагают, что семантическая память является хранилищем и слов, и всех фактов и обобщений об известных предметах, явлениях, собы­тиях, существующих в окружающем человека мире. См., напри­мер: [Collins, Quillian 1972; Denhiere, Dubois 1978; Glucksberg, Danks 1975; Tulving 1972]. Отсюда естественно возникает во­прос: как же соотносятся понятия «ментального лексикона» и «ментальной энциклопедии» и почему ни тот, ни другой из на­званных не был вынесен в заглавие настоящей главы?

Речемыслительная деятельность – предыдущая | следующая – Концептуальные единицы

Исследование речевого мышления в психолингвистике

Консультация психолога при личных проблемах

Яндекс.Метрика