Введение (продолжение)

Стремление к большему вниманию к личности в психологии вообще и в медицинской психологии в частности тесно связано с целостным подходом (личность, как известно, неделима), приобретающим сейчас новое направление в связи с развитием уже упоминавшегося системного подхода в различных областях знаний [Анохин П. К-, 1971; Ломов Б. Ф., 1976; Кузьмин В. П., 1980; Берталанфи Л., 1976].

Одним из важнейших путей применения системного подхода к современным проблемам научной медицины и практики здра­воохранения является концепция реабилитации больных. Реа­билитация ставит своей целью не только восстановление (со­хранение) здоровья, но и восстановление (сохранение) личного и социального статуса больного человека. Концепция реабили­тации не может быть представлена без выраженного психоло­гического «стержня», без обращения (апелляции) в процессе различных    усилий,   воздействий   и   мероприятий   к   личности больного [Кабанов М. М., 1978]. Раньше медицина ставила своей основной целью спасение и продление жизни человека, избавление его от болезни. Теперь у нее есть и другая задача — оптимизировать жизнь больного, сделать ее более содержа­тельной, полноценной («прибавить не столько годы к жизни, сколько жизнь к годам»). И в этом трудном деле медицине способствует концепция реабилитации с ее сложными психо­логическими и социально-психологическими аспектами. По­этому становится очевидной значимость медицинского психо­лога в разработке системы лечебно-восстановительных (реаби­литационных) мероприятий. Медицинские психологи могут иметь разную направленность в своей профессиональной дея­тельности. Одни могут быть более подготовлены к психодиаг­ностической, другие — к психокоррекционной работе. Снова под­черкнем, что еще до их дальнейшей специализации и те, и дру­гие должны иметь общее представление и о психодиагностике, и о психокоррекции, и о некоторых областях медицины, в кото­рых они работают. Трудно представить себе врача, окончив­шего медицинский институт, познания которого были бы огра­ничены лишь диагностикой, без изучения вопросов лечения больных. Хотя, разумеется, в дальнейшем врач может специа­лизироваться преимущественно в области диагностики, как, например, врач-лаборант или врач кабинета функциональной диагностики. Еще более нелепо представить себе врача, знаю­щего только те или иные лечебные приемы, но игнорирующего диагностику. Также и медицинский психолог, получая общую подготовку по своей будущей специальности, должен быть во­оружен как диагностическими, так и лечебно-коррекционными познаниями (у нас же пока делается в университетах явный крен в сторону психодиагностики)[1].

В этой коллективной монографии представлено несколько разделов, ставящих задачу рассказать врачу и психологу о ме­тодах психологической диагностики и психологической коррек­ции, наиболее распространенных в настоящее время в психиат­рической и отчасти в неврологической и нейрохирургической клиниках. Эти же методики могут быть применены и в других областях клинической медицины. У нас в стране они с успехом используются, например, в Кардиологическом и Онкологиче­ском научных центрах Академии медицинских наук СССР.

Следует отметить, что применение психологических тестов в клинике сдерживалось и теперь еще сдерживается узкобиологизаторски ориентированными медиками из опасения психо­логизации клинических явлений. Однако односторонней психо­логизации не может быть там, где учитывается многофакторная природа болезней, в развитии которых участвует психологиче­ский компонент, играющий в одних случаях большую (при нев­розах), в других меньшую (например, при инфекциях, физиче­ских травмах) роль.

В I главе монографии, написанной А. Е. Личко — руководи­телем отдела медицинской психологии Института им. В. М.Бех­терева, кратко излагаются основные задачи психологической диагностики в клинической медицине. Упор делается, согласно традиции школы В. М. Бехтерева — А. Ф. Лазурского — В. Н. Мясищева, на исследование системы актуальных личност­ных отношений больного, его взаимоотношений с окружающей психологической средой. Кратко говорится о таких общеприня­тых методах психологического исследования, как анамнез, бе­седа и наблюдение. Дается общая оценка стандартизирован­ным и нестандартизированным методам психологической диаг­ностики.

Во II главе излагаются основные принципы и методы пси­хологического исследования «внутренней картины болезни» (В. М. Смирнов и Т. Н. Резникова). Правильная оценка вра­чом и психологом внутренней картины болезни в динамике с ее моделями ожидаемого и получаемого результата лечения, коррекция этих моделей являются важными факторами психо­терапевтической и лечебно-восстановительной (реабилитацион­ной) работы, причем следует отметить, что внутренняя картина болезни пациента нередко имеет как бы своего двойника (часто искаженного) среди лиц, его окружающих: прежде всего членов семьи и других близких людей. Проблема внутренней картины болезни (недопустимо отодвинутая на задний план медицины), ее психологические и психосоциальные аспекты должны служить предметом дальнейших разносторонних и уг­лубленных исследований.

__________________________

[1] Было время в 50-х годах, когда вопрос об участии психологов в диаг ностике также ставился под сомнение, как сейчас еще зачастую вызывают возражения их возможности заниматься психокоррекцией.

терапия средой – предыдущая | следующая – опросники

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание