5.3. Разработка тактик психотерапии с учетом форм и функций Грандиозного Я
Как показал качественный анализ текстов-транскриптов психотерапевтических сессий, необходимое для заключения «рабочего альянса» укоренение пациента с патологическим нарциссизмом в психотерапии происходит при условии поддержки психотерапевтом манипулятивных усилий Грандиозного Я и эмоционального отклика на его специфические нужды. В то время как Неполноценное Я пациента обращается за поддержкой к психотерапевту как всемогущему Другому, Грандиозное Я пациента обращается с психотерапевтом как объектом всемогущего контроля. В зависимости от того, какую из своих функций реализует Грандиозное Я пациента — отторжения, разрушения, поддержки, внушения восхищения — психотерапевт все больше ощущает себя «абсолютным ничтожеством», «мальчиком для битья» или «мусорным ведром», «беспомощным существом», «зеркалом успехов». Во всех случаях психотерапевт все больше ощущает себя неполноценным. «Испытание неполноценностью» является серьезным испытанием профессионализма психотерапевта; способность психотерапевта оставаться «в рамках образа» Неполноценного Другого во много определяет судьбу будущих отношений контакта. В случае «выхода из образа» психотерапевт выглядит до такой степени угрожающим всемогуществу Грандиозного Я пациента, что тот спасается бегством, вынужденный расстаться с надеждой на получение помощи. Только если психотерапевт владеет адекватными способами обращения с тотальной амбивалентностью пациента, страдающего тяжелой личностной патологией, он может профессионально облегчить его «укоренение» в ситуации принятия помощи. Первое, в чем необходимо помочь пациенту с расщепленным образом Я — это помочь ему «удержаться» в психотерапии, ни в коем случае не удерживая его насильственно (последнее на сегодняшний день недопустимо не только этически, но и юридически). Оснащенность психотерапевта приемами неконфронтирующего взаимодействия с Грандиозным Я «потенциального пациента» во многом способствует принятию последним ответственного решения о прохождении психотерапии, которое само по себе есть шаг к исцелению.
Тактики психотерапевтического общения с Богоподобно- Грандиозным Я, реализующим функцию отторжения Другого
Во взаимодействии с Богоподобно-Грандиозным Я, реализующим функцию отторжения Другого, психотерапевту следует оставаться толерантным к ощущению себя как ничтожества, «контейниировать» (термин В.Биона) чувства обиды и отвергнутости. Психотерапевт принимает на бережное хранение отторгаемую пациентом «неполноценность», предоставляет ему шанс убедиться в принципиальной возможности контроля чувств обиды и отвергнутое. Поскольку пациент максимально отдаляется от психотерапевта, пытается сформировать отношения изоляции, важно обеспечить ему полную свободу выбора оптимальной психологической дистанции. Не нарушая заданной дистанции, в то же время следует предложить пациенту психотерапевтическую альтернативу полной изоляции. Представляется, что такой психотерапевтической альтернативой может стать относительно безопасное для пациента общение в пространстве «если бы». Фантазийное пространство «если бы» хорошо знакомо психотерапевтам гуманистической ориентации. Находящиеся там психотерапевтические ресурсы незаслуженно остаются без должного внимания со стороны психотерапевтов психодинамической ориентации. Психодинамически-ориентированную психотерапию во многом можно считать «аллопатической». Для «как бы личности» (Э.Дейч), чья способность к тестированию реальности значительно ослаблена, рекомендуется психотерапия, нацеленная на освоение принципа реальности в условиях соответствующей поддержки. Психотерапию, нацеленную на использование целительного потенциала нереалистических фантазий, можно считать «гомеопатической». На наш взгляд, «гомеопатическая» по своей сути психотерапия легко преодолевает то сопротивление изменению, с которым сталкивается «аллопатическая». Способность к тестированию реальности усиливается не вопреки, а благодаря фантазиям, «в малых дозах» рекомендуемых психотерапевтом. Фантазия о возможности понимания является первым шагом к реальному общению с Другим для пациента, чье Богоподобно-Грандиозное Я реализует функцию отторжения Другого. При наличии минимального доверия со стороны пациента, крайне скептически относящегося к возможностям быть понятым Другим, психотерапевт может предложить ему пофантазировать в следующем направлении: «Если бы мы обладали фантастической способностью к пониманию друг друга, чем бы Вы тогда хотели со мной поделиться?» Для пациента, развивающего фантазии о Богоподобности (термин А.Адлера), «пространство людей» настолько небезопасно, что любые попытки психотерапевтического общения на этой территории обречены на неудачу. Создавая вместе с пациентом фантазийное пространство «если бы» и даже там запрашивая разрешения на то, чтобы приблизиться, психотерапевт руководствуется надеждой, что по мере накопления реально пережитого, пусть и на «нереальной территории, где понимание возможно», опыта разделенных чувств, пациент начнет верить в возможность эмоционально-отзывчивого отношения со стороны Другого и все меньше нуждаться в изоляции. Искусственно создаваемое фантазийное пространство «если бы» необходимо как переходное; в противном случае пациент находится под угрозой слишком быстрого попадания из «солипсического вакуума» пространства фантазий в реальность, перенасыщенную «кислородом взаимоотношений», вначале столь же непригодную для естественного дыхания.
Таким образом, тактика психотерапевтического общения с пациентом, чье Богоподобно-Грандиозное Я реализует функцию отторжения Другого, заключается в одновременном принятии норм (точнее, запретов) общения на территории реальных отношений и предложении новых норм общения («не изоляция, а совместность») на территории фантазий. Тем самым обеспечивается необходимый пациенту уровень безопасности для того, чтобы стал возможным первый шаг к эмоциональной близости с Другим.
Другие формы Грандиозного Я – предыдущая | следующая – Агрессия нарциссического пациента