Для нас оказался неожиданным тот факт, что Интернет-зависимые испытуемые давали меньше адекватных ответов, чем испытуемые из контрольной группы, поскольку мы предполагали, что в силу трудностей распознавания эмоций Интернет-зависимые пользователи будут скорее прибегать к описанию действий, выполняемых персонажем, вместо обозначения его состояния. Но полученные результаты говорят о том, что в случае Интернет-зависимости в целом снижена способность считывать невербальный язык другого человека: как его эмоциональную составляющую, так и значение. Кроме того, в этих результатах проявился тот факт, что Интернет-зависимые испытуемые меньше, чем испытуемые из контрольной группы, ориентируются на то, чтобы партнер по общению понял их как можно лучше. Так, ответы испытуемых из контрольной группы были более развернутыми, они зачастую включали описание и эмоционального состояния персонажа, и ситуации, в которой может находиться персонаж, и даже его «собеседника». В то же время Интернет-зависимые пользователи давали короткие, порой не совсем понятные ответы вплоть до того, что приходилось уточнять, переспрашивать, выяснять содержание ответа. То есть можно сказать, что Интернет-зависимые пользователи не только хуже считывают невербальный язык партнера и не ориентируются на понимание его эмоционального состояния, но и сами не очень заботятся о том, чтобы быть понятыми собеседником.
Кроме того, мы попытались качественно проанализировать снижение способности распознавать эмоции у Интернет-зависимых пользователей, для чего сравнили их ответы на каждую отдельную карточку с ответами контрольной группы испытуемых. В табл. 3 показано распределение ответов испытуемых на карточки с изображением экспрессивных поз и жестов в двух группах испытуемых.
Статистически значимые различия между экспериментальной и контрольной группой были получены по ответам на следующие карточки:
Таблица 3 Распознавание отдельных изображений экспрессивных поз и жестов
№ и значение карточки | Ответы на карточки с изображением экспрессивных поз и жестов, % | |||||
Группа Интернет-зависимых пользователей | Контрольная группа испытуемых | |||||
правильные ответы | адекватные ответы | эмоциональные ответы | правильные ответы | адекватные ответы | эмоциональные ответы | |
2. Угроза | 13 | 80 | 23 | 27 | 93 | 73 |
3. Мольба | 83 | 90 | 93 | 87 | 93 | 87 |
4. Досада | 3 | 97 | 3 | 47 | 100 | 60 |
5. Ужас | 3 | 60 | 17 | 53 | 93 | 73 |
6. Задиристость | 7 | 73 | 30 | 27 | 93 | 53 |
9. Гордость | 27 | 80 | 27 | 47 | 100 | 67 |
10. Гнев | 13 | 93 | 13 | 67 | 100 | 80 |
12. Радость | 30 | 93 | 30 | 73 | 100 | 67 |
13. Растерянность | 17 | 77 | 57 | 40 | 100 | 67 |
14. Задумчивость | 63 | 93 | 67 | 53 | 73 | 47 |
15. Горе | 47 | 87 | 77 | 93 | 93 | 100 |
16. Страх | 37 | 67 | 40 | 47 | 73 | 67 |
20. Озабоченность | 3 | 87 | 33 | 20 | 80 | 47 |
21. Драка | 33 | 70 | 33 | 60 | 87 | 60 |
22. Испуг с отказом | 3 | 70 | 13 | 40 | 67 | 60 |
23. Испуг с защитой | 30 | 70 | 37 | 40 | 87 | 60 |
24. Удовольствие | 20 | 87 | 30 | 87 | 100 | 87 |
• «угроза» (2): Интернет-зависимые испытуемые давали меньше, чем контрольная группа испытуемых, эмоциональных ответов (по критерию Манна—Уитни, р = 0,007, Z = -2,709);
• «досада» (4): Интернет-зависимые испытуемые давали меньше и правильных (по критерию Манна—Уитни, р = 0,019, Z = -2,348), и эмоциональных ответов (по критерию Манна-Уитни, р = 0,002, Z = -3,07);
• «ужас» (5): меньше и правильных (по критерию Манна— Уитни, р = 0,007, Z = -2,709), и эмоциональных ответов (по критерию Манна—Уитни, р = 0,002, Z = -3,07);
• «гордость» (9): меньше эмоциональных ответов (по критерию Манна—Уитни, р = 0,03, Z = -2,167);
• «гнев» (10): меньше и правильных (по критерию Манна— Уитни, р = 0,004, Z = -2,889), и эмоциональных ответов (по критерию Манна—Уитни, р = 0,0003, Z = -3,612);
• «радость» (12): меньше и правильных (по критерию Манна—Уитни, р = 0,019, Z = -2,348), и эмоциональных ответов (по критерию Манна-Уитни, р = 0,047, Z = -1,986);
• «горе» (15): меньше правильных ответов (по критерию Манна—Уитни, р = 0,011, Z = -2,528);
• «испуг с отказом» (22): меньше и правильных (по критерию Манна—Уитни, р = 0,047, Z = -1,986), и эмоциональных ответов (по критерию Манна—Уитни, р = 0,011, Z = -2,528);
• «удовольствие» (24): меньше и правильных (по критерию Манна—Уитни, р = 0,0003,
Z = -3,612), и эмоциональных ответов (по критерию Манна—Уитни, р = 0,002, Z = -3,07).
Из проведенного анализа видно, что Интернет-зависимые пользователи хуже, чем контрольная группа испытуемых, распознают как положительные, так и отрицательные эмоции, причем как базовые эмоции (ужас, гнев, удовольствие), так и более тонкие эмоциональные состояния (досада, гордость). На основании этого можно сказать, что у Интернет-зависимых в целом наблюдается не искажение, а именно снижение способности распознавать эмоциональное состояние другого человека.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о снижении у Интернет-зависимых пользователей способности распознавать эмоциональное состояние другого человека по невербальным признакам. При этом снижена как точность распознавания эмоции и ориентация на восприятие эмоционального состояния партнера по общению, так и в целом адекватность считывания невербального языка.
Результаты исследования по методике диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко
На графике 3 видно, что суммарный уровень эмпатии в контрольной группе испытуемых выше, чем в группе Интернет-зависимых, хотя эти различия статистически не значимы
График 3. Уровень эмпатии у экспериментальной и контрольной групп испытуемых
как по суммарному показателю, так и по отдельным шкалам опросника (по критерию Манна—Уитни). То есть мы можем говорить лишь о тенденции к общему снижению эмпатических способностей у Интернет-зависимых пользователей, так как суммарный показатель этой группы (18,2 балла) попадает в группу заниженного уровня эмпатии по критериям, предложенным автором методики.
Анализируя результаты по отдельным шкалам эмпатии, можно отметить, что различия между данными экспериментальной и контрольной групп наиболее выражены по шкалам рационального и эмоционального канала эмпатии, причем степень этих различий приближается к значимому уровню (по критерию Манна—Уитни: р = 0,06, Z = -1,878 для рационального канала и р = 0,051, Z = -1,950 для эмоционального канала). Поскольку рациональный канал эмпатии характеризует «направленность внимания, восприятия и мышления на состояние, проблемы и поведение другого человека», полученный результат согласуется с результатами по методике на распознавание эмоционально-выразительных движений, а именно с тем фактом, что Интернет-зависимые испытуемые не ориентируются на восприятие эмоционального состояния партнера по общению. Значит, Интернет-зависимые пользователи в принципе не стремятся понять внутреннее состояние партнера по общению, не концентрируют свое внимание на этой составляющей образа партнера. Кроме того, у Интернет-зависимых снижена способность к эмоциональной отзывчивости, сопереживанию и соучастию к окружающим (эмоциональный канал эмпатии), что также согласуется с тем фактом, что они в меньшей степени ориентируются на восприятие эмоционального состояния партнера по общению и плохо считывают это состояние.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о тенденции к общему снижению у Интернет-зависимых эмпатических способностей, и, в особенности, общей направленности на состояние другого человека и способности к эмоциональной отзывчивости и соучастию к окружающим.
алекситимия – предыдущая | следующая- эмпатия
____________
Психологическая консультация Теперик Р.Ф. при интернет-зависимости