Глава 1. Психологическая диагностика в клинической медицине (продолжение)

ПОНЯТИЕ ОБ ОБЪЕКТИВНОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ АНАМНЕЗЕ И О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КАТАМНЕЗЕ

Объективным анамнезом принято условно называть рас­спрос о больном других лиц, хорошо знающих самого больного или   обстоятельства   его   заболевания.   Этими лицами   обычно бывают родные и близкие, иногда сослуживцы и соседи, для учащихся — их воспитатели. Конечно, название «объективный» при этом — неточно. Каждый из опрашиваемых не просто со­общает факты из жизни больного или проявления его болезни, но всегда представляет их в своем собственном освещении, иногда даже старается навязать опрашивающему свою точку зрения. Относительно объективные данные вырабатываются путем сопоставления опроса самого больного и других лиц. Надобность в объективном психологическом анамнезе более всего имеется при нервно-психических заболеваниях, а также тех хронических соматических болезнях, в развитии которых психогенные и социопсихологические факторы играют особо важную роль. Объективный анамнез в основном собирается по той же схеме, что и анамнез от самого больного. Вначале по­лезно бывает предоставить возможность опрашиваемому сво­бодно высказать все, что он сам хочет сказать о больном и его болезни. Затем наибольшее внимание при опросе уделя­ется тем данным, полученным от больного, которые остались неуточненными, неясными или вызвали сомнение в их досто­верности. Детальнее следует остановиться также на том, что противоречит высказываниям самого больного.

Психологический катамнез представляет собой один из ме­тодов верификации психологической диагностики путем по­вторного собирания сведений о больном через определенный промежуток времени — обычно после проведенного лечения, после выписки больного из больницы и т. п. Эти сведения по­зволяют проверить (подтвердить, опровергнуть, уточнить) за­ключение, сделанное на основании данных психологической диагностики. Катамнез используется в медицине для проверки правильности установленного диагноза и определения отдален­ных результатов лечения. Различают ближайший катамнез (сбор сведений через несколько недель или месяцев) и отда­ленный катамнез (сбор сведений через годы). При собирании психологического катамнеза должны быть четко сформулиро­ваны задачи, которые ставятся, и соответственно им разрабо­тана катамнестическая карта. Материалом для катамнеза мо­гут быть документация лечебных учреждений (истории после­дующих заболеваний, амбулаторные карты), повторные оп­росы больных, а в случае надобности —проведение повторных психологических исследований.

Наблюдение за поведением больного. Этот старейший спо­соб психологического исследования сохраняет первостепенное по важности место в медицинской психологии. Фактически он сопровождает многие другие методы исследования (собирание анамнеза, выполнение тестов и др.). Его главное преимущество в том, что более всех других методов психологической диагно­стики, используемых в медицинской психологии, наблюдение позволяет увидеть поведение больного во всей широте его проявлений и, следовательно, получить о больном наиболее пол­ное представление. Мало того, наблюдение уже в самом про­цессе исследования позволяет разделить в поведении больного важное и малосущественное и обратить особое внимание на первое. Недостатки метода наблюдения в том, что оно требует много рабочего времени, а результаты его еще более, чем при других методах психологической диагностики, зависят от опы­та исследователя и его индивидуальной способности — наблю­дательности прежде всего. Наконец, результаты наблюдения трудно поддаются количественной оценке. Попытки формали­зовать результаты наблюдения ведут к тому, что в той или иной степени утрачивается первое преимущество этого мето­да— возможность видеть поведение во всей полноте его про­явлений. Успешность наблюдения определяется также рядом других обстоятельств. R. В. Cattell (1957) пытался сформули­ровать правила психологического наблюдения, которые учли бы все возможные влияющие факторы. Поведение испытуе­мого должно быть оценено во многих его ролях и во многих ситуациях. Поэтому наблюдатель должен проводить с испы­туемым ежедневно достаточное число часов в течение 2—3 мес. Заранее должны быть определены черты личности или «отрезки поведения», которые необходимо оцепить; тот, кто регистрирует поведение, должен быть предварительно натре­нирован в подобной оценке. Ролевые отношения между оцен­щиками и испытуемым должны быть полностью исключены. Для оценки с высокой надежностью результаты ее должны быть средними из данных от 10 до 20 наблюдателей, ведущих оценку. Суждения каждого из них должны быть независи­мыми и т. д. Понятно, что в клинических условиях, в практи­ческой работе все эти условия крайне трудно, а то и просто не­возможно соблюсти. Задачей наблюдения как метода психо­логической диагностики является оценка двух показателей— психического состояния больного и особенностей его личности. Пользуясь методом наблюдения, следует всегда помнить, что оно, будучи даже самым искусным, отнюдь не гарантирует от ошибок, которых здесь бывает не меньше, чем при других ме­тодах психологической диагностики. При наблюдении прихо­дится сталкиваться не только со случаями симуляции, т. е. на­рочитым изображением каких-либо расстройств или особых форм поведения. О симуляции обычно хорошо помнят начина­ющие исследователи и даже легко видят ее там, где ее вовсе нет. Гораздо чаще приходится встречать диссимуляцию, т. е. намерение утаить проявления своей болезни, особенности сво­его состояния, свои переживания, свое отношение к чему-либо и даже черты своего характера. Близко к симуляции и диссимуляции примыкает установочное поведение, которое отли­чается от них тем, что поставленная цель достигается более искусными путями.

способы собирания психологического анамнеза – предыдущая | следующая – психологическое наблюдение

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание