ПОНЯТИЕ ОБ ОБЪЕКТИВНОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ АНАМНЕЗЕ И О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КАТАМНЕЗЕ
Объективным анамнезом принято условно называть расспрос о больном других лиц, хорошо знающих самого больного или обстоятельства его заболевания. Этими лицами обычно бывают родные и близкие, иногда сослуживцы и соседи, для учащихся — их воспитатели. Конечно, название «объективный» при этом — неточно. Каждый из опрашиваемых не просто сообщает факты из жизни больного или проявления его болезни, но всегда представляет их в своем собственном освещении, иногда даже старается навязать опрашивающему свою точку зрения. Относительно объективные данные вырабатываются путем сопоставления опроса самого больного и других лиц. Надобность в объективном психологическом анамнезе более всего имеется при нервно-психических заболеваниях, а также тех хронических соматических болезнях, в развитии которых психогенные и социопсихологические факторы играют особо важную роль. Объективный анамнез в основном собирается по той же схеме, что и анамнез от самого больного. Вначале полезно бывает предоставить возможность опрашиваемому свободно высказать все, что он сам хочет сказать о больном и его болезни. Затем наибольшее внимание при опросе уделяется тем данным, полученным от больного, которые остались неуточненными, неясными или вызвали сомнение в их достоверности. Детальнее следует остановиться также на том, что противоречит высказываниям самого больного.
Психологический катамнез представляет собой один из методов верификации психологической диагностики путем повторного собирания сведений о больном через определенный промежуток времени — обычно после проведенного лечения, после выписки больного из больницы и т. п. Эти сведения позволяют проверить (подтвердить, опровергнуть, уточнить) заключение, сделанное на основании данных психологической диагностики. Катамнез используется в медицине для проверки правильности установленного диагноза и определения отдаленных результатов лечения. Различают ближайший катамнез (сбор сведений через несколько недель или месяцев) и отдаленный катамнез (сбор сведений через годы). При собирании психологического катамнеза должны быть четко сформулированы задачи, которые ставятся, и соответственно им разработана катамнестическая карта. Материалом для катамнеза могут быть документация лечебных учреждений (истории последующих заболеваний, амбулаторные карты), повторные опросы больных, а в случае надобности —проведение повторных психологических исследований.
Наблюдение за поведением больного. Этот старейший способ психологического исследования сохраняет первостепенное по важности место в медицинской психологии. Фактически он сопровождает многие другие методы исследования (собирание анамнеза, выполнение тестов и др.). Его главное преимущество в том, что более всех других методов психологической диагностики, используемых в медицинской психологии, наблюдение позволяет увидеть поведение больного во всей широте его проявлений и, следовательно, получить о больном наиболее полное представление. Мало того, наблюдение уже в самом процессе исследования позволяет разделить в поведении больного важное и малосущественное и обратить особое внимание на первое. Недостатки метода наблюдения в том, что оно требует много рабочего времени, а результаты его еще более, чем при других методах психологической диагностики, зависят от опыта исследователя и его индивидуальной способности — наблюдательности прежде всего. Наконец, результаты наблюдения трудно поддаются количественной оценке. Попытки формализовать результаты наблюдения ведут к тому, что в той или иной степени утрачивается первое преимущество этого метода— возможность видеть поведение во всей полноте его проявлений. Успешность наблюдения определяется также рядом других обстоятельств. R. В. Cattell (1957) пытался сформулировать правила психологического наблюдения, которые учли бы все возможные влияющие факторы. Поведение испытуемого должно быть оценено во многих его ролях и во многих ситуациях. Поэтому наблюдатель должен проводить с испытуемым ежедневно достаточное число часов в течение 2—3 мес. Заранее должны быть определены черты личности или «отрезки поведения», которые необходимо оцепить; тот, кто регистрирует поведение, должен быть предварительно натренирован в подобной оценке. Ролевые отношения между оценщиками и испытуемым должны быть полностью исключены. Для оценки с высокой надежностью результаты ее должны быть средними из данных от 10 до 20 наблюдателей, ведущих оценку. Суждения каждого из них должны быть независимыми и т. д. Понятно, что в клинических условиях, в практической работе все эти условия крайне трудно, а то и просто невозможно соблюсти. Задачей наблюдения как метода психологической диагностики является оценка двух показателей— психического состояния больного и особенностей его личности. Пользуясь методом наблюдения, следует всегда помнить, что оно, будучи даже самым искусным, отнюдь не гарантирует от ошибок, которых здесь бывает не меньше, чем при других методах психологической диагностики. При наблюдении приходится сталкиваться не только со случаями симуляции, т. е. нарочитым изображением каких-либо расстройств или особых форм поведения. О симуляции обычно хорошо помнят начинающие исследователи и даже легко видят ее там, где ее вовсе нет. Гораздо чаще приходится встречать диссимуляцию, т. е. намерение утаить проявления своей болезни, особенности своего состояния, свои переживания, свое отношение к чему-либо и даже черты своего характера. Близко к симуляции и диссимуляции примыкает установочное поведение, которое отличается от них тем, что поставленная цель достигается более искусными путями.
способы собирания психологического анамнеза – предыдущая | следующая – психологическое наблюдение
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание