canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Психологическая диагностика представляет собой набор различных методик, позволяющих определить состояние клиента. Создание собственных методов психологического исследование является важным направлением современной отечественной психологической диагностики.

Введение (продолжение)

Несмотря на двадцатилетний срок официального утвержде­ния в нашей стране статуса медицинской психологии, у нас (да и за рубежом) до сих пор ведутся оживленные дискуссии относительно ее сущности, методологии, правомерности приме­нения тех или иных методических приемов, организации препо­давания, структуры тех или иных видов медико-психологиче­ской помощи населению и т. д. [1] Все это, безусловно, говорит о сложности стоящих проблем.

Несколько схематизируя, можно всех психологов, работаю­щих в медицинских учреждениях нашей страны (а их насчиты­вается сейчас, по неполным данным, свыше тысячи человек) разделить на две группы, ориентирующиеся на разные школы. Одна из них представлена школой видного советского психи­атра и психолога В. Н. Мясищева[2], который, как и его учитель В. М. Бехтерев, от психофизиологических работ перешел к соб­ственно психологическим исследованиям, к уже упоминавшейся концепции личности как системы отношений, к патогенетиче­ской психотерапии неврозов. В конце своей жизни он вместе с А. Д. Зурабашвили — другим учеником В. М. Бехтерева — усилил внимание к разработке того, что можно назвать «персонологией» и «патоперсонологией» (естественно, принципиально отличающихся от «персонализма» западной буржуазной психо­логии). Широкое применение психотерапии, опирающейся на личностный подход, единство в работе врача и психолога, по­нимание интегральной функции современной медицинской пси­хологии     отличительные особенности этого направления.

Другая группа психологов, работающая в медицине (глав­ным образом психиатрии), представлена школой видного советского психолога Б. В. Зейгарник – ученицы известного не­мецкокого психолога Курта Левина. Эта школа, состоящая в основном из выпускников психологического факультета Московского Университета, на протяжении многих лет занимается проблемами патологической психологии (патопсихологии), т. е. изучением тех или иных психических процессов и функций (восприятия, мышления и пр.) у психически больных (главным образом психозами). Наряду со школой крупного советского невролога и психолога А. Р. Лурия — основателя отечественной нейропсихологии — это направление медицинской психологии имеет немалые достижения в своей сфере деятельности, помогающей уточнению диагностики при нервно-психических забо­леваниях, включая топическую при неврологических и нейро­хирургических расстройствах, решению сложных проблем раз­личных видов экспертиз (в первую очередь трудовой). Однако до последнего времени пато- и нейропсихологи изучением лич­ности занимались мало, а к возможностям участия психологов в психокоррекционной работе относились (а многие и сейчас относятся) отрицательно.

В области психологической диагностики обе школы зани­мают неодинаковые позиции. Школа В. Н. Мяснищева (главным образом Институт им. В. М. Бехтерева) считает правомерным использование зарубежных стандартизированных (тестовых) методик, включая личностные опросники и проективные методы (разумеется, после соответствующей адаптации к нашим усло­виям) и, как правило, в сочетании с методами клинического и клинико-психологического исследования больного. Особенно показаны тестовые методики при так называемой экспресс-ди­агностике в оценке динамики лечения и для предварительного отбора больных (или испытуемых, например лиц, находящихся и экстремальных ситуациях).

Наше отношение к психологическим тестам уже освещалось и литературе [Мяснищев В. Н. с соавт., 1969; Морозов Г. В., Кабанов М. М., Лебединский М. С, 1974]. Коротко его можно определить так — чаще всего заслуживает критики неправиль­ное в методологическом плане истолкование полученных с по­мощью тестов данных, а не порочность той или иной стандартизированной методики. Мы уже не говорим о тех, увы, не столь, редких случаях, когда этими методиками просто не­квалифицированно пользуются в практической деятельности поверхностно подготовленные к их применению лица, что, естественно, только компрометирует любую методику, любое дело. Иногда в   литературе   можно    встретить   противопоставление стандартизированных   методик   нестандартизированным,   «психологическому эксперименту», на неправомерность чего справедливо  указывал К. К. Платонов (1977).

Важным  направлением в современной отечественной психодиагностике   следует   считать   создание   собственных   методов психологического исследования. Среди них особую важность и сложность представляет создание новых методик исследования личности –  центральной проблемы психологии, включая медицинскую, к разработке  которых в последние годы привлечено внимание ряда сотрудников   Института  им.   В.  М.   Бехтерева.

Личностный подход  получает здесь дальнейшее развитие. Медико-психологические   исследования   используются   для   разработки концепции   функциональной   диагностики,  дополняющей нозологический диагноз [Воловик В.. М.,  1977; Вайзе К-, Вололовик В. М., 1980]. Новый уровень исследований и этом направлении предпринят сейчас в связи с развитием   системной   концепции  реабилитации   больных  и  инвалидов  [Кабанов М.  М., 1978; Кабанов М. М. и Вайзе К., 1980].

_____________________________

[1] Одним из отражений этой дискуссии явились публикации ряда врачей и психологов на страницах «Журнала невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова» в 1980—1982 гг. (статьи С. Я. Рубинштейн, Р. А. Заче-пицкого, В. Е. Кагана, О. П. Росина, Т. С. Белявской, Б. В. Зейгарник).

[2] В. Н. Мяснищев явился инициатором создания проблемной комиссии по медицинской психологии при президиуме Академии медицинских паук СССР и до своей смерти (1973) был ее бессменным председателем.

медицинская психология – предыдущая | следующая – патопсихология

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание

Яндекс.Метрика