Введение

Настоящая книга не является руководством по медицинской психологии. Более того, она не претендует на исчерпывающее описание всех основных методов психологической диагностики и психологической коррекции, получивших в последние годы распространение как в нашей стране, так и за рубежом. Боль­шее внимание в монографии уделяется тем методам психоло­гической диагностики и коррекции, которые применяются в Ле­нинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева, а также в Институте экспери­ментальной медицины Академии медицинских наук СССР. Речь пойдет о некоторых наиболее известных адаптированных зару­бежных методиках и о разработанных авторами книги и их со­трудниками собственных психологических методах диагностики психических изменений и психологической лечебной коррекции.

Характеризуя историческую последовательность развития новых областей науки, Б. М. Кедров (1973) отмечает, что вслед за математикой в течение двух веков лидером была механика, затем наступил «век физики». В последнее время на первый план выступает биология. А дальше, прогнозирует автор, воз­можно, лидером окажется психология. И это потому, продол­жает он, что ее проблемы «уже сейчас становятся все более острыми на фоне резкой интенсификации психической деятель­ности участников производственного и научно-технического прогресса». Такое предсказание может быть отнесено не толькo к общей психологии, но особенно к ее специальным об-ластям, и не в последнюю очередь — к медицинской психоло-гии, призванной стоять на страже охраны здоровья людей.

Медицинская  психология — относительно  молодая   и  интенсивно развивающаяся за последнее время наука, поэтому cфера деятельности  врача  и  психолога  понимается  разными специалистами  неоднозначно. Эта смежная с медициной область психологии одними учеными   расценивается   исключительно  как специфическая часть психологической науки  (наряду с педагогической,  инженерной, юридической и иными видами  психологии), другими, не менее авторитетными,— как новая область знаний о человеке, являющаяся соединением  медицины и психологии.    Многие профессиональные психологи подчеркивают нежелательность  привлечения  врачей   к  специальным   медико-психологическим  исследованиям,  пытаются четко разграничить функции психолога  и  врача.  Другие  же специалисты   (к ним прежде всего относятся врачи, занимающиеся тем, что они на­зывают медицинской психологией) говорят о необходимости более тесного объединения медицины с психологией, о совмест­ной работе врача с психологом, требующей большего взаимо­понимания и содружества между ними. Психолог, работающий с больными,— это тоже медицинский работник, тоже медик, го­ворят они. Наша книга содержит материалы, подтверждающие правомерность последней точки зрения на медицинскую психо­логию.

Необходимо подчеркнуть, что борьба вокруг методологиче­ских и даже методических вопросов медицинской психологии нередко приобретает выраженную идеологическую направлен­ность, что заставляет нас, особенно при использовании зару­бежных психологических методик, помнить о важности четкого теоретического обоснования положений этой сравнительно но­вой и сложной науки о человеке, о его физических и душевных страданиях. Медицинская психология изучает психику человека с целью его лечения от болезни или ее профилактики. Это по­ложение, по всей вероятности, не нуждается в доказательствах, его разделяют все.

Надо сказать, что первые отечественные руководства по ме­дицинской психологии появились относительно недавно. Среди них следует назвать «Введение в медицинскую психологию» М. С. Лебединского и В. Н. Мясищева (1966), затем — учебник для медицинских институтов «Медицинская психология» В. М. Банщикова, В. С. Гуськова и И. Ф. Мягкова (1967). В 1968 г. был издан В. Н. Мясищевым с соавторами учебник для медицинских училищ под названием «Основы общей и ме­дицинской психологии». Все эти руководства предназначены для медиков. Для психологов же под таким названием книг нет. Студенты психологических факультетов университетов, где готовятся медицинские психологи, имеют также очень немного пособий, но под другим названием (и с другим содержанием). Это книги Б. В. Зейгарник «Введение в патопсихологию» (1969), «Основы патопсихологии» (1973) и «Патопсихология» (1976), а также монография С. Я. Рубинштейн — «Эксперимен­тальные методики патопсихологии» (М., 1970). В них как бы содержится ответ на неправомерное, с точки зрения авторов, расширение понятия «медицинская психология». Впрочем, Б. В. Зейгарник и ее последователи практически не пользуются термином «медицинская психология», предпочитая ему более узкое понятие «патопсихология». В 1974 г. в Праге была из­дана на русском языке книга Р. Конечного и М. Боухала «Пси­хология в медицине». В 1976 г. вышли монография В. М. Блей-хера «Клиническая патопсихология» и «Пособие по медицин­ской психологии» Н. Д. Лакосиной и Г. К. Ушакова; в 1982 г.— книга Б. Д. Карвасарского «Медицинская психология». Вот, в сущности говоря, все основные современные руководств по медицинской  психологии,  имеющиеся  на  русском   языке,  даю­щие общее о ней представление, не считая ряда посвященных этой проблеме тематических сборников трудов Ленинградского психоневрологического     научно-исследовательского     института им.   В.  М.   Бехтерева,  Московского   научно-исследовательского института    психиатрии    МЗ   РСФСР,   факультета   психологии Московского  государственного университета  и некоторых дру­гих учреждений. За последние годы выпущено несколько мето­дических рекомендаций по медицинской психологии — главным образом   министерствами  здравоохранения   СССР   и  РСФСР[1]. Это не так уж много, учитывая возросшее значение психологи­ческой науки в медицине и здравоохранении, в частности вве­дение с  1965 г. обязательного преподавания ее курса в меди­цинских институтах, утверждение Высшей Аттестационной Ко­миссией (ВАК) специальности «Медицинская психология» (для врачей и психологов), организацию Проблемной комиссии «Ме­дицинская психология» при АМН СССР, минздравах СССР и РСФСР и существование головного научно-исследовательского института по медицинской психологии в нашей стране (Ленин­градский психоневрологический институт им. В. М. Бетхерева). Понятие «медицинская психология» за более чем полувеко­вой период претерпело заметную эволюцию. Первой известной книгой, посвященной медицинской психологии, следует считать монографию Э.   Кречмера,  вышедшую  в  Германии  в   1922  г., а   затем переведенную на многие языки (в том числе и па рус­ский,    1927)     и    продолжающую    переиздаваться    его   сыном В.  Кречмером. Много сделала для развития медицинской пси­хологии    школа   В.   М.   Бехтерева.   Видные   ее   представители А   Ф. Лазурский и особенно В. Н. Мясищев создали в качестве теоретической основы медицинской психологии концепцию лич-ности,   рассматриваемой   как  систему  отношений,  в  соответствии с известным положением К.. Маркса, что «…сущность че-ловека    не   есть   абстракт,   присущий   отдельному   индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общест-венных  отношений»[2].  Как указывает К.  К.  Платонов   (1977), “личность   больного,   либо   различные   внешние   и   внутренние влияния,   которые   могут   отразиться   на   ее  психическом  здо-ровье,   является   предметом   изучения   медицинской  психолологии[3].  Личность, подчеркивает Е. В. Шорохова   (1977), следует считать центром, исходя из которого только  и  можно решать все проблемы психологии.

________________________________

 


[1] Среди них надо отметить методические рекомендации «О работе пато-психолога в психоневрологической болышце»/Под ред. А. А. Портнова.— М.:

Изд. Моск. ин-та психиатрии МЗ РСФСР, 1975, и «О работе медицинского психолога и психиатрических и психоневрологических учреждениях»/Под ред. М. М. Кабанова. –  Л.: Изд. Лен. психоневрол. ин-та им. В. М. Бехтерева, 1967

 

[2] Маркс К.    и Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 3.

 

[3] Платонов К. К. Методологические проблемы медицинской психологии. М.:Медицина,   1977. с. 69.

следующая – психологическая диагностика

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание