Сходство и различия в психодинамике симптомогенеза обоих пациентов отчетливо проявились в ходе терапии. Близкий к психозу младший брат продемонстрировал сильную интеллектуализирующую защиту, реагируя сильной тревогой на всякий признак участия и понимания своей ситуации. В терапевтической группе он чувствовал себя изолированным и непонятым, прилагая большие усилия к тому, чтобы контролировать происходящее в группе длинными монологами. На индивидуальной терапии он воспринимал терапевта в переносе как идолизирующую и одновременно непонимающую мать. Он много говорил о своих неопределенных соматических симптомах, усталости и сниженной работоспособности. С другой стороны, он воспринимал всякую форму участия как соблазнение и требование сверхчеловеческого социального успеха, которое, в конце концов, загнало его в психоз.
Старшему же брату, напротив, удалось в ситуации терапевтической группы проработать переносное восприятие ее как «удушающей» матери. Ему удалось также постепенно отграничить себя от «более счастливого» брата, которого он вновь воспринимал в некоторых членах группы. По отношению к ним он впервые смог выразить сильную агрессию, испытываемую к предпочитаемому матерью брату. При этом в рамках динамики переноса стал понятен язык его симптоматического поведения в групповых ситуациях. Его одышка и бронхит ухудшались всегда, когда он чувствовал себя подавляемым и контролируемым группой как матерью и был не в состоянии говорить. С помощью группы он смог сам постепенно распознать эту связь и с большим облегчением избавился от чувства вины, которое испытывал по отношению к матери и брату из-за своей деструктивной агрессии.
В то время как здесь постепенно удалось понять психодинамику различных симптомов бронхита, кожных высыпаний, близорукости, ожирения и почечнокаменной болезни как следствия расщепления Я, страха идентичности и нарушения соматического Я, при диффузных психосоматических симптомах младшего брата это оказалось невозможным. Он был не в состоянии связать эмоции со своими соматическими проявлениями. Напротив, он жаловался, что не чувствует связи со своим организмом и воспринимает его как тягостную обузу. Его постоянные усилия точно идентифицировать свои боли – для этого он обращался к разным врачам – представлялись выражением поиска органического симптома, который служил бы выражением его страха и деструктивной агрессии. Позже в его паранойяльно-психотических фантазиях проявился полный распад психотического Я. Во время галлюцинаций он чувствовал, что его голова – большой аппарат, со всех сторон принимающий зрительные и звуковые сигналы, на которые он невольно должен отвечать, а также что у него «что-то отняли из мозга». Фантазии раздутого всемогущества перемежались представлениями о том, что он – крошечный, как грудной младенец. Он часто чувствовал, что парит над самим собой, состоя при этом только из своих рук.
Структурное нарушение расщепленного Я, проявляющееся здесь на языке психотических галлюцинаций, интегрировано у старшего брата в рамках границ тела. В целом, можно сказать, что оба пациента – один в форме психоза, другой в форме психосоматического заболевания – отреагировали и представили бессознательный страх катастрофы, постоянно довлевший над матерью и определявший ее отношения с сыновьями. При этом заболевание младшего сына, с которым мать особенно идентифицировала себя, развивает злокачественную динамику – терапевтического контакта не удается добиться, он реагирует психотически и постоянно остается в финансовой зависимости от матери. Старшему же брату удается отграничение от матери, хотя и воспринимаемое с чувством вины. Он может пойти на союз с терапевтом и постепенно распознать в переносе динамику своего поведения. Оба пациента функционируют в своем симптоматическом поведении как зеркало, в котором отражается бессознательный конфликт идентичности матери, отреагируемый ею в отношениях с сыновьями.
Затронутую здесь зеркальную функцию психосоматического заболевания, ее межличностный генез и психодинамику я хотел бы проиллюстрировать далее на следующем примере терапевтической группы, почти все члены которой реагировали психосоматической симптоматикой, когда психотерапевт оставила группу на три недели.
Неразрешенный конфликт идентичности матери – предыдущая | следующая – Цепная психосоматическая реакция
Психосоматическая терапия. Оглавление