Яндекс.Метрика

Истории болезни и процесс терапии (продолжение)

Младшему же брату Георгу учеба не далась. Он был любимым сыном матери. Пока брат с постоянными бронхитами находился в больницах, мать часто брала его с собой на курорты. В противоположность брату, он был кра­сив, вызывая к себе и позднее, в студенческие годы, интерес своей мрачно импозантной манерой вести себя. Мать же была не способна соответствовать потребности ребенка в близости и нежности. Пациент сообщал позднее, что всю свою жизнь чувствовал эмоциональный холод. При этом он идеализиро­вал интеллектуальную одаренность брата, восхищаясь его «философскими» замечаниями. Пациент чувствовал, что мать его одновременно соблазняет и покидает, восхищается и наказывает, и реагировал аутистическим уходом в религиозно окрашенные фантазии. В школе он все быстро схватывал и был усерден, что положительно оценивалось, но при этом чувствовал себя в изоля­ции от соучеников, учителя тоже уделяли ему мало внимания. Это повторяло домашнюю ситуацию, где мать занималась прежде всего нелюбимым стар­шим сыном и его трудностями в учебе. Мать не считала аутистический уход в себя пациента проблемой.

Первые признаки тяжелого психического заболевания появились в пу­бертатном периоде, когда пациент начал сомневаться в своих фантазиях из­бранности и впал в навязчивые мудрствования. В этом периоде впервые по­явились сердечные спазмы. Пациент просыпался с внезапным страхом смер­ти, чувством жжения и сдавления в области сердца. Несмотря на отсутствие органических признаков при обследовании, с тех пор его постоянно лечили лекарствами; мать следила за тем, чтобы он делал укрепляющие физические упражнения. Появившееся одновременно состояние полного паралича мотивации и интересов объяснялось болезнью сердца. От своего страха сексуаль­ности (пациент испытывал сильное чувство вины в связи с мастурбацией) он периодически пытался защититься актами эксгибиционизма во время частых прогулок по лесу, которые его обязывали проделывать для укрепления сердеч­ной деятельности. На расставание с матерью с началом учебы он реагировал возрастающей психической запущенностью, от которой неоднократно пытал­ся спастись, пускаясь в симбиотические гетеро- и гомосексуальные отноше­ния. Неизменный крах этих отношений, уход из университета и нарастающая изоляция вынудили пациента начать лечение.

Описанные здесь вкратце истории болезни обоих пациентов Мартина и Георга показывают картину патологически застывшей семейной группы, в которой господствует сильный неосознаваемый страх перед матерью. Неспо­собная защитить детей и дать им эмоциональное тепло и заботу, она требует от сыновей поддержки в своих усилиях по гиперадаптации, избежанию конф­ликта, чтобы таким образом защитить себя от внешнего мира. Оба сына с са­мого начала находятся под давлением чрезмерных ожиданий социального ус­пеха со стороны матери. Она ожидает от них вознаграждения за потери и уси­лия в собственной жизни. Оба сына вовлечены в динамику double-bind. С од­ной стороны, мать с беспощадной строгостью предъявляет сыновьям требо­вания окружающего мира. Она требует хорошей успеваемости и гипернорма­тивного поведения. С другой стороны, она постоянно жалуется сыновьям на холодность и враждебность этого мира. В то время как со старшим сыном она обращается как с дураком и неудачником, которому пытается беспощадной муштрой вдолбить школьные познания, младшего сына она идеализирует из- за его интеллектуальных способностей. Оба сына чувствуют, что их контроли­руют и эмоционально дистанцируют.

Старший сын, идентифицирующий себя с покойным отцом, постоянны­ми заболеваниями выдавливает из матери заботу и внимание, одновременно пытаясь уйти от выполнения ее требований. Младший сын реагирует бегством в фантазии аутистического всемогущества и избранности. На каждую попыт­ку сыновей отстоять свои права в разногласиях со сверстниками мать отвечает упреком в том, что дети недостаточно любят и поддерживают ее, принося огор­чения своими ссорами и конфликтами. Младший любимчик Георг удовлетво­ряет бессознательное желание матери быть всемогущей. Он – вундеркинд, «философ», лучший ученик в классе, им восхищаются учителя и сверстники Позднее он демонстрирует остающуюся неопределенной психосоматическую симптоматику и, наконец, бегство в психоз. Старший сын Мартин реагирует на завышенные требования и одновременно эмоциональное пренебрежение матери отчетливой психосоматической симптоматикой. Его плохая успевае­мость ведет к многолетним агрессивным ссорам с матерью. Из-за этого у него сильное чувство вины, ведущее к аутодеструктивному отграничению от мате­ри. Младший сын, который с большой тревогой воспринимает ссоры между матерью и братом, не находит формы выражения агрессии против нее. Он со­единяет как свои аутистические фантазии всемогущества, так и усилия по оп­ределению своей сексуальной и профессиональной идентичности с сильным чувством вины и страхом потерять мать.

Оба брата идентифицируют себя друг с другом. Отношения, однако, рез­ко амбивалентны. Оба брата страдают от чувства вины из-за того, что недоста­точно поддерживают друг друга и позволяют матери ссорить их между собой. Основу общности составляет чувство, что мать их бросила. Хотя отношения обоих сыновей с матерью определяются сильным страхом сексуальности и воспитанием, враждебным ко всему телесному, различие заключается в том. что мать отвергает старшего сына из-за его непривлекательности, отождеств­ляя себя с другим сыном, физической привлекательностью которого восхища­ется. В отношениях со старшим сыном она функционирует, таким образом, как мать, вызывающая психосоматическое заболевание, в то время как ее по­ведение по отношению к младшему сыну запускает, напротив, шизофреногенную динамику. Патогенное действие этой динамики усиливается еще и тем, что мать скрывает различное отношение к детям поверхностной псевдоспра­ведливостью, усиливая тем самым амбивалентность и зависть в отношениях детей между собой. Как психосоматическое заболевание старшего сына, так и психотическая реакция младшего предстают отражением различных аспектов неразрешенного конфликта идентичности матери. В от ношениях со старшим сыном она воспроизводит свои конфликтные отношения с мужем, который, как она чувствует, предал и покинул ее; в младшем сыне она воспроизводит себя со своими бессознательными фантазиями всемогущества, являющимися обратной стороной ее страха катастрофы.

Второй отчет пациента Мартина – предыдущая | следующая – Психодинамика симптомогенеза обоих пациентов

Психосоматическая терапия. Оглавление