О решающем влиянии среды говорят и некоторые необратимые случаи психической депривации (139), которую Матейчек и Лангмайер характеризуют как «психическое состояние, развивающееся в результате таких жизненных ситуаций, когда субъекту не была предоставлена возможность удовлетворить некоторые основные (жизненные) психические потребности в необходимой степени и в течение достаточно длительного времени.
Под основными психическими потребностями автор подразумевает:
- потребность в определенном количестве, изменчивости и видах (модальности) раздражителей;
- потребность в основных условиях для эффективного обучения;
- потребность в элементарных общественных взаимоотношениях (в основном с личностью матери), позволяющей эффективную основную интеграцию личности;
- потребность в общественном признании, обеспечивающем освоение различных общественных ролей и целей.
Неудовлетворение этих потребностей приводит к серьезным расстройствам психического развития (отставание в развитии речи, отставание в развитии социальных и гигиенических навыков, тонкой моторики, расстройство поведения, правонарушения, невротические расстройства, психопатизация и т. п.).
Сенсорная депривация развивается в том случае, если субъект лишен (депривован) внешних чувственных стимулов. Однако, полная депривация невозможна, хотя имеются ситуации, приближащиеся к ней в значительной степени. Приводятся в качестве примера условия, в которых находились подследственные и заключенные в одиночных тюремных камерах, например, Пенсильванская тюремная система в США в 19 веке, когда свазанных заключенных оставляли в полной неподвижности в темноте. Некоторые из них переживали психотические состояния шизофренического характера. Несомненно, здесь имели место реактивные состояния, которые исчезали после улучшения условий. К той же категории относятся и переживания потерпевших кораблекрушение и находящихся на маленьких пустынных островах; шоферов в длительных рейсах на ровных участках дорог, особенно ночью; условия труда лиц, работающих в изолированных помещениях и камерах с регистрирующими аппаратами, когда ситуация в течение ряда часов изменяется очень мало. В 1953 году Гебб в Монтреале произвел эксперимент, в ходе которого он изолировал несколько человек в звуконепроницаемых камерах в респираторе так, чтобы чувственные стимулы были сведены до минимума, но так, чтобы исследуемые не страдали от недостатка пищи, причем они были обеспечены всеми санитарно-гигиеническими потребностями. Большинство исследуемых лиц не выдержало пребывания в таких условиях больше 72 часов, хотя за продолжение эксперимента им было предложено денежное вознаграждение. У некоторых из них временно наблюдались галлюцинации и бред. В ЧССР над проблемой сенсорной депривации экспериментально работают Гросс и Шваб. Результаты работ по этой тематике имеют большое значение для космонавтики, подводного дела, авиации и психологии работы на транспорте. Оказалось, что нервная система человека относительно лучше переносит перегрузку внешними импульсами, когда она чаще реагирует невротически, чем недостаток внешних импульсов, когда относительно чаще люди реагируют психотически. Сенсорная депривация является определенной формой психической депривации.
Проблемы взаимоотношений наследственности и среды решались также путем изучения однояйцевых близнецов, воспитанных изолированно друг от друга (Ньюмен, Фримен, Голцингер). Там, где внешняя среда была резко отличной, там отмечались и более значительные психические различия, так что исследователи пришли к заключению, что различия в экономических и воспитательных условиях проявились не только в личности, но и в степени интеллекта, массе и росте. То же самое доказали эксперименты Лурия, Левита, Колбановского: различия в воспитании и обучении приводили не только к различным результатам, но также и к различным свойствам характера, к различному формированию личности.