Проективные методы являются иным по сравнению с вопросниками средством исследования и оценки личности, при котором изучению подвергаются результаты самовыражения или творческой деятельности испытуемого, обычно не подозревающего, что исследуется его личность. При всем разнообразии этой техники общим является то, что испытуемому предъявляется достаточно неопределенный стимульный материал, который он должен дополнить, развить, интерпретировать. Большое значение придается самому понятию проекции [Коган В. М., Роговин М. С., 1964; Мясищев В. П., Бсспалько И. Г., Гилья-шева И. Н., Карвасарский Б. Д., Пемчин Т. А., 1969; Цула-дзе С. В., 1969; Савснко Ю. С, 1969, 1978; Соколова Е.Т., 1978, 1980; Бурлачук Л. Ф., 1979; Frank L. К., 1939, 1948; Abt L., Bel-lak L., 1950; Musrstein В. J., Pryer R. S., 1959]. Обычно оно связывается с именем 3. Фрейда, хотя у него понятие «проекция» чаще всего обозначает лишь один из видов защитных механизмов, влияющих на восприятие субъекта. F. S. Freeman (1956) определяет проекцию как: 1) бессознательный процесс, в ходе которого субъект наделяет некоторыми своими идеями, взглядами, желаниями, эмопиями или чертами характера других лиц; 2) проекция может принимать форму приписывания своих собственных потребностей другим лицам из своего окружения; 3) она может также выразиться в неправильном умозаключении, обусловленном каким-то опытом. Проективные методы ставят исследуемого в такое стимулирующее положение, при котором проявляются его личные потребности, его особенное восприятие, его интерпретации и многие характерологические особенности. Проекция обнаруживается при использовании всех вербальных и рисуночных методов, таких как словесные ассоциации, незаконченные предложения, картинки и пятна, собственные рисунки испытуемого и пр.
«Тематический апперцептивный тест» (ТАТ) является одним из наиболее известных и распространенных проективных методов исследования личности. Он применяется почти в любом широком психологическом исследовании отдельных индивидуумов, групп, а также при изучении расстройств поведения, психосоматических заболеваний, неврозов и психозов. ТАТ как способ исследования фантазии впервые был применен сотрудниками Гарвардского университета и психологической клиники С. Morgan и Н. Murray (1935). В дальнейшем он стал более известен по имени Маррея, в наибольшей степени способствовавшего разработке его как метода оценки личности. В отличие от метода Роршаха, который, по мнению большинства авторов, направлен на исследование общей структуры личности, ТАТ может обеспечить исследователя содержательным материалом, позволяющим осветить более конкретные отношения личности, ее мотивы и тенденции, конфликты и способы их разрешения. Как проективный метод ТАТ предлагает испытуемому достаточно неопределенный материал, допускающий большую свободу и разнообразие ответов, причем предполагается, что чем меньше детерминация извне, тем больше она определяется индивидуальными особенностями испытуемого. Как содержательный метод ТАТ предоставляет испытуемому картины с изображением реальных фигур в реальных ситуациях. На большинстве картин ТАТ изображены человеческие фигуры, чувства и действия которых выражены с различной степенью ясности. ТАТ содержит 30 картин, из которых некоторые были нарисованы специально по указанию психологов, другие являлись репродукциями различных картин, иллюстраций или фотографий. Кроме того, испытуемому предъявляется также белая карта, па которой он может вызвать путем воображения любую картину, какую захочет. Из этой серии в 31 карту каждому испытуемому обычно предъявляется последовательно 20 карт. Из них 10 предлагаются всем, остальные подбираются в зависимости от пола и возраста испытуемого. Эта дифференциация определяется целью способствовать возможности наибольшей идентификации испытуемым себя с изображенным на картине персонажем, так как такая идентификация легче, если картина включает персонажи, близкие испытуемому по полу и возрасту. Исследование обычно проводится в два сеанса, разделенные одним или несколькими днями, в каждом из которых предъявляются последовательно в определенном порядке 10 картин. Допускается, однако, модификация процедуры ТАТ. Некоторые психологи считают, что в клинических условиях более удобно проводить исследование целиком в один раз с 15-минутным перерывом, другие же используют часть картин и проводят исследование за 1 ч. Испытуемому предлагается придумать историю по каждой картине, в которой нашла бы отражение изображенная ситуация, было бы рассказано, что думают и чувствуют персонажи картины, чего они хотят, что привело к ситуации, изображенной на картине, и чем это кончится. Ответы записываются дословно с фиксацией пауз, интонаций, восклицаний, мимических и других выразительных движений (могут быть привлечены стенография, магнитофон, реже запись поручается самому испытуемому). Так как испытуемый не знает о значении своих ответов, касающихся, казалось бы, посторонних для него объектов, ожидается, что он раскроет определенные аспекты своей личности более свободно и с меньшим сознательным контролем, чем при прямом расспросе. Однако метод ТАТ представляет большие трудности для интерпретатора, которому предстоит решить какой материал является действительно существенным для понимания личности исследуемого и какой безличным, какие истории отражают фантазии испытуемого и какие — его действительные тенденции и особенности поведения. Допускается, что некоторые ответы могут быть стереотипными, детерминированными условиями культуры (радио, кино, книги). Поэтому интерпретация протоколов ТАТ не должна проводиться «в вакууме», этот материал следует рассмотреть по отношению к известным фактам жизни личности, которую исследуют. Большое значение придается подготовке и искусству психолога. Помимо знания психологии личности и клиники, он должен иметь значительный опыт работы с методом, желательно использование этого метода в условиях, когда возможно сопоставление результатов по ТАТ с подробными данными об этих же испытуемых, полученными другими средствами.
гармоничный тип – предыдущая | следующая – тематический апперцептивный тест (ТАТ)
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание