I. Психология больного

Сознательно родители пугают своих детей в тех случаях, если они имеют небольшой авторитет и пытаются укрепить его устрашением: грозят детям больницей, инфекциями и врачом, если дети не будут слу­шаться. Врач в качестве источника боли и страха здесь должен заменить ирреальные и фантастические «авторитеты страха» из старых времен: драконов, волшебников и чертей. Иногда как исключение, не видя друго­го выхода, врач или сестра усиливают свой авторитет у больных и труд­но воспитуемых детей, пугая их. Это является доказательством слабого психологического и психотерапевтического уровня медицинских работ­ников.

К наиболее существенным источникам страха перед лечением и пе­ред врачами у детей и у взрослых относится собственный опыт общения с медицинскими работниками, неприятные переживания, связанные с об­следованием и лечебными манипуляциями. Некоторые примеры из этой области приведены в главе об ятрогении.

Что касается связи между информированностью больных и стра­хом, то здесь имеются различные варианты:

а) информированность (медицинская сознательность) очень низкая. Больной боится почти всего, что с ним делают. Это страх от незнания и от неизвестной опасности. В наших условиях он встречается скорее у отдельных лиц и групп из менее развитых областей и слоев населения, например, у некоторых лиц цыганского происхождения. С выравнивани­ем уровня культуры и цивилизации это явление уменьшается. Такой вид страха можно уменьшить тем, что больной после доступного и понятно­го разговора с врачом поговорит о том, что его ждет, с другим больным, уже перенесшим подобную манипуляцию; используют энергичное и ав­торитетное внушение; в общем с таким больным обращаются так, как с устрашенным ребенком;

б) больной имеет некоторые, неполные сведения и частичные знания о своей болезни, но объясняет их искаженно. Например, при диагнозе «артериосклероз» больному известно из учебника, что при этом заболе­вании наступает деменция, и поэтому он испытывает мучительный страх, чо он «тотально поглупеет». У другого больного при одном об­следовании обнаружили повышенный основной обмен, что он объяснил себе как доказательство явного тиреотоксикоза; временное колебание кровяного давления в смысле повышения понимает как симптом гипер­тонической болезни. В данных случаях речь идет о страхе от полу­знаний;

в) страх от одностороннего, хотя и правильно оцениваемого опыта. Примером может служить страх патологоанатома перед инфарктом миокарда, обусловленный тем, что патологоанатому лучше других на основании собственного опыта известно о смертельном конце этого за­болевания. Этот пример и другие наблюдения, приведенные в главе о больном враче, показывают, что даже специальные знания не защища­ют от индивидуально искаженного переживания болезни;

г) страх имеет серьезное объективное основание, например, при зло­качественном новообразовании. С психологической точки зрения такие ситуации являются самыми тяжелыми для медицинского персонала. Не­обходимо уяснить себе, что больной потребует тем больше психической поддержки и человеческого участия, чем больше ограничены возможно­сти медицинской помощи. В другом месте мы коснемся вопроса об озна­комлении больного с диагнозом и о характере медицинских заключений, что тесно связано с вышесказанным;

д) если больной психически уравновешен, не страдает ни депрессив­ными, ни гипохондрическими наклонностями («нормальное отношение к болезни» по Вондрачеку), то реальные сведения о болезнях, их лечении и профилактике сообщают такому больному спокойствие и уверенность, подготовливают его психически к различным возможностям угрозы для здоровья, а в крайних случаях, когда он узнает или почувствует безвы­ходность ситуации, ведут его к мужественному примирению с тяжестью состояния. Такой человек нередко бывает способен сам себе разумно и без промедления оказать первую помощь, например, при кровотече­нии, и сразу же после этого помочь и другим больным. Он способен успокоить людей, которых постигло несчастье или находящихся под угрозой, например, при массовом происшествии, дорожной катастрофе, при пожаре, тревоге, и поможет предотвратить панику.

Физические признаки страха и тревоги

У детей признаки страха бывают выражены уже в мимике, но старшие дети и особенно взрослые способны справляться со страхом, отрицают его в ответ на вопрос, не испытывают ли они страха. Психологические исследования показали (218), что у детей, которые утверждали, что они не испытывают страха, увидев шприц для инъекций, было отмечено повышение артериального давления (примерно на 10 мм рт. ст.), ускоренный пульс и дыхание. Другими физическими признаками страха являются пониженная моторика, при интенсивном страхе и ужасе психомотор­ное беспокойство, передвижения и перебежки, повышенный мышечный тонус, дрожание и тик, холодный пот, расширенные зрачки, подавление слюноотделения, бледность в результате спазма сосудов, гиперглике­мия, тенденция к опорожнению мочевого пузыря и кишечника.

Профилактика страха

А. Она начинается при воспитании, когда лишний раз не фиксируют внимание ребенка на неприятных сторонах обследования и лечения. Считаются с различной индивидуальной чувствительностью детей к этим импульсам. Не требуем послушания детей запугиванием в семье, а тем более в медицинском учреждении. Используем ясли, детские сады и школы для эффективного и доступного пониманию детей медицинско­го воспитания, в особенности культивированием необходимых навыков.