I. Психология больного

8. Страх и тревога

Больной не понимает ряда своих ощущений, не способен оценить свои жалобы и симптомы, свои знания о болезнях использует несоразмерно. Поэтому опасения, страх и тревога являются значительными факторами в аутопластической картине его болезни. С точки зрения времени неуве­ренность и страх касаются:

  1. Настоящего, причем это формулируется в виде вопроса: «Что со мной происходит?»
  2. Будущего, когда страх выражается словами: «Что меня ждет?» Так же как и при боли, иногда страх оказывает на больного положитель­ное, но чаще отрицательное влияние. Положительное влияние страха за­ключается в том, что он предупреждает об опасности, вытекающей из болезни или из поведения, которое могло бы вызвать болезнь (напри­мер, страх заболеть половой болезнью) или ухудшить ее (например, страх перед провокацией эпилептического приступа напоминает больно­му эпилепсией о необходимости воздержания от алкоголя). Страх перед последствиями болезни является наиболее часто тем мотивом, который приводит больного к врачу для медицинского обследования.

Отрицательное значение страха и тревоги проявляется в нескольких направлениях. Поскольку эти эмоции очень часто бывают с выраженны­ми вегетативными признаками, особенно сосудистого характера, следст­вием их может явиться ухудшение существующего заболевания. Напри­мер, чувство страха может вести к повышению артериального давления при гипертонической болезни и тем самым повышать опасность разви­тия осложнений.

Страх перед обследованием и перед болезненными манипуляциями мешает больному подвергнуться этому обследованию. Может даже на­блюдаться манкирование лечебной помощью, с чем, например, часто встречаются стоматологи у своих больных. Страх осложняет и ход об­следований: повышение артериального давления и тахикардия могут ве­сти к ошибочному диагнозу («гипертоническая болезнь», «миокардит»); повышенный тонус делает невозможной релаксацию живота, при иссле­довании рефлексов в неврологии, при введении желудочного зонда. Ча­сто вызванная страхом защитная реакция затрудняет стоматологическое вмешательство (больной удерживает врача руками).

Страх больного, вызванный мыслью о том, что он страдает тяже­лым заболеванием, иногда приводит к так называемому «поведению страуса», отвержению: больной страшится узнать правду о болезни и избегает исследования. Иногда он бывает амбивалентным: соглашает­ся на обследование, но не доводит его до конца, преждевременно преры­вая. В большинстве случаев такие ситуации можно решить спокойным и энергичным поведением врача и медицинской сестры: иногда бывает необходимо искать путем более подробного анамнеза причины страха, изучить личность больного и произвести более тщательную психотера­певтическую подготовку вмешательства.

В область страха, опасений и тревоги, испытываемого больным, нас иногда приводит простой вопрос, задаваемый пациенту: «А что вы сами думаете о своей болезни?»

Тревога – это психическое состояние, аналогичное страху, но при нем субъект не знает, что вызывает страх. Это страх перед неопределен­ной и неизвестной опасностью; говорят также о «свободно надвига­ющейся тревоге». Переходом между тревогой и страхом является также состояние беспокойства, которое постепенно сливается все более опреде­ленно со страхом за свою жизнь, со страхом смерти. Разговор с больным на тему «тревога» часто происходит так, что больной сообщает врачу, что он боится. Врач спрашивает: «Чего вы боитесь? Больной: «Не знаю, испытываю какую-то тревогу, какое-то беспокойство».

Тревога обычно сопровождается выраженными вегетативными сим­птомами: тахикардией, сначала затаенным, а затем учащенным дыхани­ем, бледностью, холодным потом, ощущением сухости во рту. В гормо­нальной и биохимической области происходит стрессовая реакция.

При некоторых заболеваниях наблюдается состояние тревоги, кото­рое является не психической реакцией, а первичным симптомом, напри­мер, при грудной жабе, инфаркте миокарда, остром отеке легких, легоч­ной эмболии. В этих случаях очевидна связь между внезапной биологи­ческой угрозой и состоянием тревоги.

Источники страха

Маленькие дети, особенно дошкольного возраста, испытывают страх перед неизвестной ситуацией, они еще не способны отличить не име­ющих значение обстоятельств от более серьезных. Здесь действует определенная индивидуальная готовность к развитию реакции страха, особенно врожденная. Одни дети уже с рождения имеют очень живой рефлекс боязни, другие реагируют менее бурно.

Иногда тенденцию к развитию страха у детей создают родители, за­частую бессознательно и неумышленно. Они повторно предостерегают ребенка, чтобы он чего-либо опасался, никуда не ходил, предостерегают его от опасных сверстников и старших людей. Ряд таких преувеличен­ных опасений касается здоровья: чтобы ребенок не поранился, не полу­чил заражения крови, столбняка, инфекции, не простудился, не утонул в реке. Такое отношение связано с так называемым гиперпротективным воспитанием.

Иногда родители рассказывают страшные истории и сказки, вызы­вающие у более впечатлительных детей тревогу и страх, особенно если они слушают их перед сном; следовательно, такие рассказы могут спо­собствовать развитию никтофобии – навязчивой боязни темноты. Неза­метно можно усилить готовность к развитию страха, если в присутствии детей вспоминать о болезнях, болях, операции. Эти разговоры обычно относятся к взрослым знакомым и гостям, но более чувствительные дети запоминают их, хотя и не показывают этого.

 

подавление боли – предыдущая | следующая – признаки страха