Глава 7. Особенности поражения нервной системы и исследования нарушений психических функций в детском возрасте
7.1. Причины и специфика заболеваний и повреждений нервной системы в детском возрасте
Поражения нервной системы, с учетом причин, приводящих к разным патологическим состояниям, отклонениям в психическом развитии ребенка, можно сгруппировать следующим образом (Бадалян Л. О., 1984; Петрухин А. С., 2004).
- Перинатальные поражения нервной системы, обусловленные вредными воздействиями в период беременности, во время родов и ранний послеродовой период (перинатальный период — период с 28-й недели внутриутробной жизни плода по 7-е сутки после рождения). К патогенным факторам можно отнести заболевания матери:
- интоксикации, инфекции, токсикозы и др.;
- повреждения нервной системы во время родов вследствие акушерских манипуляций;
- средовые воздействия в виде различных экологических факторов.
Более раннее время воздействия на нервную систему приводит к более выраженным клиническим проявлениям в будущем, при этом разные вредные влияния могут приводить к сходным последствиям.
Наиболее часто в перинатальной патологии встречаются асфиксия (кислородная недостаточность) при рождении и внутричерепные родовые травмы (кровоизлияния в мозг, нарушения мозгового кровообращения).
- Наследственные заболевания нервной системы, связанные с изменениями генетической информации. Для наследственных заболеваний характерны прогрессирующий тип развития нарушений, прямое или опосредствованное поражение определенных отделов мозга, периферических отделов нервной системы, мышц. Дегенеративные процессы могут локализоваться в конкретных отделах нервной системы — мозжечке, экстрапирамидной, пирамидной системах. С другой стороны, например, при наследственном нарушении обмена аминокислот (фенилкетонурии) образуются вещества, токсически воздействующие на центральную нервную систему, что, в свою очередь, приводит к нарушению процессов миелинизации.
- Инфекционные заболевания нервной системы наиболее часты в детской неврологии. Эти процессы могут захватывать различные отделы нервной системы, оболочки, сосуды мозга. К поражениям головного мозга относятся энцефалиты — воспаления вещества мозга, менингиты — воспаления мозговых оболочек.
- Черепно-мозговые травмы составляют около половины всех случаев травматических повреждений в детском возрасте.
- Опухоли головного мозга у детей составляют до 5 % случаев органических повреждений центральной нервной системы. У мальчиков новообразования встречаются несколько чаще, чем у девочек.
- Эпилепсия — хроническое прогрессирующее наследственно обусловленное или приобретенное заболевание, сопровождающееся расстройствами сознания, судорогами, психическими изменениями.
Причины возникновения различных повреждений центральной нервной системы многообразны. К ним можно, в самом общем виде, отнести биологические (врожденные) и средовые, обусловленные различными внешними вредностями (органического и неорганического характера).
Отрицательное влияние наследственности связано с наследственными заболеваниями, болезнями родителей (наркомания, алкоголизм, токсикомания), неудачным сочетанием генетических кодов родителей и др.
Неблагоприятное влияние на протекание внутриутробного развития оказывают травмы, токсикозы, стрессы, тяжелые соматические заболевания, экологические факторы и т. д. В постнатальном периоде на возможные отклонения в формировании нервной системы и психическом развитии ребенка оказывают действие те же факторы, но существенную роль начинает играть и такой фактор, как социальная ситуация развития ребенка.
Важным фактором, приводящим к органически обусловленным нарушениям психического развития, является питание, особенно в первые два года жизни ребенка, которые связаны с быстрым ростом тела и мозга (Берк Л. Е., 2006).
Большую роль при этом играет грудное вскармливание. В бедных регионах мира, где наблюдается преимущественно грудное вскармливание, дети в меньшей степени страдают от недоедания и в 6-14 раз чаще выживают на первом году жизни по сравнению с младенцами в развитых странах. Это связано со сбалансированностью грудного молока, наличием в нем защитных механизмов от респираторных и кишечных заболеваний, которыми наиболее часто страдают дети. Грудное вскармливание в течение 6 месяцев позволило бы спасть жизни 1 миллиона младенцев ежегодно.
От недостаточного питания страдает 40-60 % детей во всем мире. Недоедание оказывает влияние на способность к обучению и на поведение. Предполагается, что оно приводит к нарушению процессов ми- елинизации, к потере веса мозга в ходе его созревания. В результате этого наблюдается снижение когнитивных способностей, плохо формируются координация тонкой моторики, регуляция внимания, снижается стрессоустойчнвость.
Одним из наиболее важных, неорганически обусловленных факторов, которые приводят к нарушению развития, является эмоциональное благополучие, связанное с проявлениями любви, внимания к ребенку.
Л. Е. Берк, американская специалистка по детскому развитию, считает, что функциональная задержка развития, обусловленная этим фактором, может проявляться в двух формах.
Первая из них манифестируется с 18 месяцев в виде симптомов общего истощения, апатии, отчужденности. Ребенок тревожно отслеживает действия взрослых, не отвечает улыбкой на приближение матери, отводит от нее глаза. Такие проявления связывают с семейной атмосферой, холодностью и враждебностью матери, а действия ребенка в этом случае выполняют защитную функцию.
Вторая форма представляет собой психосоциальную задержку роста, которая проявляется в возрасте от 2 до 15 лет. Основным здесь выступает снижение роста и трудности адаптации (последнее отличает их от детей с нормальным низким ростом). Предполагается, что эмоциональная депривация приводит у таких детей к нарушению связи между гипоталамусом и гиппокампом, а это, в свою очередь, — к задержке роста. Снятие эмоциональной блокады приводит к компенсации.
речь – предыдущая | следующая – поражения мозга
Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста