Оценка способа чтения вслух. Способ чтения соответствует ступеням овладения навыком. Следует обратить внимание на тот факт, что, как и любое деление, деление на ступени является весьма условным. Ступень чтения вслух выявляется путем определения преобладания одного из способов, которые у одного учащегося могут наблюдаться одновременно. Благодаря повторному анализу чтения с помощью прослушивания аудиозаписи и занесения результатов в протокол (размечается сам текст) обследования способ чтения достаточно легко устанавливается.
Критерии оценки способа чтения вслух:
15 6 — плавное чтение словосочетаниями и словами;
10 6 — плавное чтение словами с переходом в некоторых случаях на слоги и слияния;
5 6 — плавное чтение слогами и слияниями;
0 6 — отрывистое чтение слогами, чтение по буквам, отказ от чтения текста.
Оценка способа чтения «про себя». Ступень овладения молчаливым чтением учеником определяется путем визуального наблюдения за ним логопедом или учителем, который определяет в процессе чтения степень участия голосовой и артикуляционной системы. Выявленный способ чтения дополняется сведениями о скорости чтения.
Критерии оценки способа чтения «про себя»:
15 б — автоматизированное чтение;
10 б — молчаливое чтение;
5 б — чтение с беззвучной артикуляцией;
0 б — тихое шёпотное чтение текста;
0 б — громкое шёпотное (жужжащее) чтение.
Оценка правильности чтения вслух. При оценке правильности чтения вслух используются методы количественного и качественного анализа. Количественный анализ подразумевает подсчет общего числа ошибок, допущенных во время чтения вслух. Критерии оценки правильности чтения вслух: 15 6 — не более 3-х ошибок в тексте с их самостоятельной коррекцией;
10б — не более 6 ошибок на уровне слова и слога;
5 б — до 10 ошибок на уровне слова, слога, буквы;
0 б — множественные ошибки на уровне слова, слога, буквы. Качественный анализ предполагает классификацию каждой из допущенных ошибок во время чтения. Все обнаруженные ошибки чтения распределяются по следующим группам и фиксируются в протоколе учащегося.
Ошибки чтения:
- Неправильное прочтение окончания независимого слова.
- Замена слов по смыслу.
- Неправильная постановка ударения.
- Замена целых слов по оптическому сходству.
- Реверсии слов (прочтение целого слова справа налево).
- Нарушение правил орфоэпического чтения.
- Смешения и замены:
— Глухих согласных на звонкие: П (на) Б, Т — Д, К — Г, Ш — Ж, С —3, Ф —В.
— Звонких согласных на глухие: Б (на) П, Д — Т, Г — К, Ж — Ш,3 — С, В — Ф.
— Мягкого знака на гласные, обозначающие мягкость согласного: Ь (на) Е, Ь — Ё, Ь — И, Ь — Ю, Ь — Я.
— Свистящих согласных на шипящие согласные: С (на) Ш, 3 — Ж,Ц — Ж, С’ — Щ.
Шипящих на свистящие согласные: С — Ш, Ж — 3, Ж — Ц, Щ —С’.
— Аффрикат Ч — Ц, Ц — Ч и аффрикат на их компоненты: Ч — Т, Ч — Т\ Ч — Щ, Ц — С, Ц — Т, Ц — Г.
— Компонентов аффрикат на аффрикаты: Т’ — Ч, Щ — Ч, С — Ц,Т — Ц,Т’— Ц.
— Твердых и мягких заднеязычных согласных на твердые и мягкие среднеязычные: К — X, Г — X, К’ — X’, Г’ — X’.
— Сонорных: Р — Л, Л’ — Р’, М — Н, Н’ — М’.
— Гласных: А, О, У, Э, Ы на другие гласные буквы, обозначающие твердые согласные.
- Пропуски: а) слов; б) слогов; в) букв:
— звонких твердых и мягких согласных вне стечения, в стечении согласных;
— глухих твёрдых и мягких согласных;
— пропуски гласных букв: А, О, У, Э, Ы;
— пропуски гласных: Я, Ё, Ю, Е, И;
— пропуск Ь, обозначающего мягкость.
- Вставки: а) слов; б) слогов; в) вставки букв:
— звонких твердых и мягких согласных вне стечения, в стечении согласных;
— глухих твёрдых и мягких согласных;
— гласных букв: А, О, У, Э, Ы;
— гласных: Я, Ё, Ю, Е, И;
— Ь.
- Перестановки: а) слов; б) слогов; в) букв.
- Персеверации: а) слов; б) слогов; в) согласных букв, гласных букв.
- Антиципации: а) слов; б) слогов; в) согласных букв, гласных букв.
- Контаминации.
- Смешения букв, сходных по начертанию:
а) букв, отличающихся расположением сходных элементов в пространстве:
И — Н, И — А, И — П, Н — А, Н — П, П — А, Б — Ъ; Н — И, А — И, П — И, А —Н, п —Н, А — П, Ъ — Б.
б) зеркальных букв:
Е — Э, Э —С, Ь —Р, Е —Ш, У —Л; Э —С, С —Э, Р —Ь, Ш —Е, Л —У.
в) оптически сходных букв:
Ш —Щ, Р —В, С —О, Г — П, Н — Ю,Ы — Ь,о — е,3 — Э, И —Й, Е — Ё, 3 — В, Р — Ф, Ц — Щ, К — Ж, П — Л, Г — Т, О — Ю, Ч — Н, Л — Д, X — Ж, е — с, М — Ш. Щ — Ш, В — Р, О — С, П — Г, Ю — Н, Ь — Ы, е — о, Э — 3, Й — И, Ё — Е, В — 3, Ф — Р, Щ — Ц, Ж — К, Л — П, Т — Г, Ю — О, Н — Ч, Д — Л, Ж — X, с — е, Ш — М.
- Непродуктивные повторы.
- Количество потерь строки при чтении.
- Количество повторов строки при чтении.
- Смена направления чтения (справа налево).
- Использование слежения по строке во время чтения.
- Оценка выразительности чтения вслух.
Оценка выразительности проводится только в том случае, если учащийся овладел чтением целыми словами, группами слов или целыми предложениями.
Критерии оценки выразительности чтения:
15 6 — чтение с понижением голоса к концу предложения и паузой в конце, правильной постановкой ударения;
10 6 — чтение с паузой в конце предложения без понижения голоса и правильным ударением;
5 6 — нерегулярность пауз и интонации конца предложения и единичными ошибками ударения;
0 6 — отсутствие понижения голоса к концу предложения и пауз с ошибками ударения.
Скорость чтения – предыдущая | следующая – Лексическое оформление
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников