Переработка слуховой информации
16. Воспроизведение и оценка ритмов. Два задания оцениваются отдельно.
Воспроизведение ритмов.
Продуктивность: количество правильно воспроизведенных ребенком ритмических структур.
Ошибки:
— количество ошибок восприятия;
— количество ошибок серийной организации (инертность).
Оценка ритмов.
1. Продуктивность: (количество правильно воспринятых ребенком ритмических структур: с первого раза х 1) + (после самокоррекции х 0,5).
Если ребенок называет общее число ударов, то ему напоминают, что пересчитывать удары не надо, а нужно определить, сколько уда¬ров вместе между паузами.
2. Ошибки:
— количество ошибок восприятия;
— трудности понимания речевой инструкции (III блок).
17. Понимание близких по звучанию слов (показ по слову- наименованию).
1. Продуктивность:
— называние — количество названных картинок;
— понимание слов:
1) для детей 4-5 лет — (количество правильно показанных карти¬нок / количество предъявленных слов);
2) для детей 6 лет и старше — (7 + количество правильно пока-занных картинок) / (7 + количество предъявленных слов).
Если из-за ошибки ребенку предъявляют задание 3, а также предыдущие, то из числа 7 вычитают количество предъявленных слов.
Правильным показом картинки считается показ с первой попытки в нужном порядке.
2. Ошибки понимания и удержания:
— звуковые замены (бочка —> почка) и дублирования (бочка —> бочка, почка);
— далекие замены (точка —> коза);
— пропуски;
— вплетения (лишние слова, не относящиеся к дублированию);
— изменение порядка слов.
18. Слухоречевая память.
Повторение слов.
1. Профиль продуктивности повторения. В каждом из трех повторений фиксируется количество правильно воспроизведенных слов.
2. Ошибки (суммируются по всем трем воспроизведениям):
— количество изменений одного согласного;
— количество изменений одного гласного;
— количество искажений (замены более двух звуков);
— количество устойчивых нарушений порядка слов;
— количество неустойчивых нарушений порядка слов и реверсий (обратный порядок);
— количество пропусков;
— количество вертикальных повторов (см. ниже).
Воспроизведение слов.
1. Профиль продуктивности запоминания — в каждом из четырех воспроизведений фиксируется сумма (количество правильно названных слов х 1) + (количество слов, названных с одной звуковой заменой без изменения слоговой структуры х 0,5).
2. Ошибки (суммируются по всем четырем воспроизведениям):
— количество изменений (замена, пропуск, вставка) одного со-гласного;
— количество изменений (замен) одного гласного;
— количество искажений (замены более двух звуков или вставка/пропуск гласного, меняющие слоговую структуру слова);
— количество вербальных замен на основе близости по звучанию;
— количество вербальных замен на основе близости по значению;
— количество вплетений (например, слов из другого задания);
— количество горизонтальных повторов (повтор слова в обеих группах слов в одном воспроизведении);
— количество вертикальных повторов (повтор ошибки в сле¬дующем воспроизведении) — только для второго и третьего воспроизведения;
— количество пропущенных слов;
— количество устойчивых нарушений порядка слов;
— количество неустойчивых нарушений порядка слов и реверсий;
— количество переходов слов в другую группу;
— контаминация групп при отсроченном воспроизведении (отсутствие деления на группы).
19. Называние предметов и действий. В этой пробе количественно оценивается продуктивность выполнения пробы и проводится качественный анализ ошибок.
1. Продуктивность: (количество правильно названных картинок с первого раза х 1) + (после поиска или самокоррекции х 0,5).
2. Ошибки (учитываются и ошибки с самостоятельной коррекцией):
— поиск слова;
— вербально-перцептивные замены (пальто — шуба, куртка; вяжет — шьет, плетет\ рубит — распиливает);
— замена обобщенным словом (пальто — одежда; строит — делает);
— ответы словосочетанием (пылесос — пыль вытирает; трет — морковку режет);
— литеральные парафазии;
— искажение звуко-слоговой структуры слова;
— замена глагола существительным (копает — лопата).
Ошибки двух последних видов характерны для трудностей серийной организации речи, литеральные парафазии возможны и при кинестетической и при фонетической слабости. Вербально-перцептивные ошибки могут быть обусловлены как бедностью словаря, так и бедностью зрительных представлений (нескольким словам соответствует диффузный зрительный образ) — во втором случае можно думать о слабости правополушарных функций. Набор признаков: поиск слова, вербальные замены, использование обобщенных слов и словосочетаний — характерны для слабости процессов переработки слуховой информации, хотя отдельные признаки могут встречаться и при других первичных дефектах.
Количество словосочетаний – предыдущая | следующая – Пересказ текста
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников