Дифференциальный диагноз. Исход и прогноз

Разнообразие картины при инфекционных психозах побудило изложить основные сведения о дифференциальном диагнозе по мере их описания.

Прогноз при непсихотических нарушениях и симптоматиче­ских психозах благоприятный — они заканчиваются выздоровле­нием. Но если постинфекционная астения затягивается и прояв­ляется резким заострением акцентуации характера, а подросток оказывается в неблагоприятных условиях, бьющих по слабому месту его типа характера, то это может привести к патохарактерологической реакции и даже стать началом психопатического развития.

При психозах, связанных с менингитами и энцефалитами, прогноз менее благоприятен. Всегда имеется угроза развития стойких психопатоподобных изменений личности, а в особо неблагоприятных случаях даже слабоумия по органическому типу. После перенесенной ревматической хореи нередко отмечает­ся довольно стойкая «истероидизация характера». Острые рев­матические психозы нехореической природы в подростковом возрасте имеют более благоприятный прогноз. При постгрип­позных психозах иногда через 2—4 нед бывают короткие повтор­ные более легкие приступы («вторая волна», «третья волна»). Исход в целом благоприятен.

 

Биологическая терапия

Главным при инфекционных психозах является лечение самого инфекционного заболевания. Психотропные средства бывают не­обходимы для того, чтобы облегчить состояние больного и уход за ним. Способствуя механизмам физиологической и психо­логической защиты, они помогают организму в борьбе с болезнью. Однако некоторые психотропные средства, особенно аминазин и тизерцин, на фоне инфекционного процесса легко могут про­воцировать коллапсы, поэтому их надо сочетать с сердечными, но тем не менее не бояться применять для устранения двигатель­ного возбуждения, страха, тревоги.

При стертых субпсихотических расстройствах показано приме­нение седуксена или тизерцина. При постинфекционной церебрастении могут быть использованы в зависимости от преобладающих симптомов: при вялости и апатии — сиднокарб, при разражительности и эмоциональной лабильности — тазепам, мепробамат, седуксен. Начинать лечение следует с минимальных доз и повышать до получения эффекта.

При инфекционном делирии показаны инъекции тизерцина, внутривенные вливания седуксена, при сильном возбуждении — инъекции аминазина. Аминазин и тизерцин надо сочетать с кофеином, кордиамином, камфорой.

При астенической спутанности наиболее предпочтителен ами­назин, но если выражена депрессивная симптоматика, то — амитриптилин и тизерцин. Одновременно надо проводить интен­сивную дезинтоксикацию неспецифическими средствами, а также использовать дегидратирующие средства для борьбы с набуха­нием мозга (фурантрил, диакарб, маннит, инъекции сульфата магния, глюкозы).

При синдромах выключения сознания — от сомноленции до ко­мы — сильных нейролептиков лучше избегать, так как они спо­собствуют угнетению сознания. При резком возбуждении на фоне оглушения лучше ограничиваться инъекциями седуксена, тизер­цина или амитриптилина. Сильные гиперкинезы во время сопора и комы можно устранить инъекцией небольшой дозы галоперидола.

При психопатоподобных нарушениях поведения в период реконвалесценции лучше не пользоваться нейролептиками, спо­собными вызвать паркинсонические явления (галоперидол, трифтазин, аминазин). Для снятия аффективной взрывчатости можно использовать тазепам, меллерил, неулептил. К разовым инъекциям аминазина можно прибегать как к экстренной мере для устранения аффективной вспышки.

При ревматических психозах в случае тревожной депрессии показаны амитриптилин, хлорпротиксен, при острых приступах тревоги — инъекции тизерцина или седуксена; при вербальных галлюцинациях и явлениях психического автоматизма — галопе­ридол или трифтазин в сочетаниях с антипаркинсоническими средствами. При гриппозных психозах с картиной тревоги и страха используются те же средства, что и при ревматических психозах.

 

Особенности реабилитации

Психотерапия необходима даже при стертых и абортивных пси­хических нарушениях — больного необходимо успокоить, объяс­нить неопасность возникающих нарушений и сущность действия применяемых средств.

При инфекционных и постинфекционных астениях в зави­симости от типа акцентуации требуется то успокоение, то ободре­ние, то стимуляция умеренной активности, то, наоборот, ограничение неуемных порывов и убеждение в необходимости отдыха. Нагрузка, как физическая, так и учебная и даже в виде развле­чений, должна увеличиваться очень постепенно. Некоторых под­ростков, особенно психастенического и сенситивного типа, иногда приходится настойчиво удерживать от стремления во что бы то ни стало быстрее «догнать», наверстать упущенное в учебе. У других подростков может обнаруживаться противоположная тенденция — только отдыхать и отдаваться легким развлечениям, что ни в коем случае не должно поощряться. При значительной астении для учащихся средних специальных учебных заведений может быть рекомендован академический отпуск, школьникам, когда после длительного перерыва они приступают к занятиям,— сокращенный учебный день, дополнительный выходной в середине недели.

Подростки, перенесшие состояние астенической спутанности, должны не менее года находиться под наблюдением диспан­сера, в связи с возможностью дебюта шизофрении. Однако при хорошем состоянии никакие ограничения в отношении учебы или выбора профессии делаться не должны.

Психопатоподобные нарушения при постинфекционной церебропатии после психозов в связи с нейроинфекциями требуют тех же реабилитационных мероприятий, которые проводятся в случаях органических психопатий (см. гл. XIV).

ревмати­ческие психозы– предыдущая | следующая – травматические психозы

Подростковая психиатрия. Содержание.