Разнообразие картины при инфекционных психозах побудило изложить основные сведения о дифференциальном диагнозе по мере их описания.
Прогноз при непсихотических нарушениях и симптоматических психозах благоприятный — они заканчиваются выздоровлением. Но если постинфекционная астения затягивается и проявляется резким заострением акцентуации характера, а подросток оказывается в неблагоприятных условиях, бьющих по слабому месту его типа характера, то это может привести к патохарактерологической реакции и даже стать началом психопатического развития.
При психозах, связанных с менингитами и энцефалитами, прогноз менее благоприятен. Всегда имеется угроза развития стойких психопатоподобных изменений личности, а в особо неблагоприятных случаях даже слабоумия по органическому типу. После перенесенной ревматической хореи нередко отмечается довольно стойкая «истероидизация характера». Острые ревматические психозы нехореической природы в подростковом возрасте имеют более благоприятный прогноз. При постгриппозных психозах иногда через 2—4 нед бывают короткие повторные более легкие приступы («вторая волна», «третья волна»). Исход в целом благоприятен.
Биологическая терапия
Главным при инфекционных психозах является лечение самого инфекционного заболевания. Психотропные средства бывают необходимы для того, чтобы облегчить состояние больного и уход за ним. Способствуя механизмам физиологической и психологической защиты, они помогают организму в борьбе с болезнью. Однако некоторые психотропные средства, особенно аминазин и тизерцин, на фоне инфекционного процесса легко могут провоцировать коллапсы, поэтому их надо сочетать с сердечными, но тем не менее не бояться применять для устранения двигательного возбуждения, страха, тревоги.
При стертых субпсихотических расстройствах показано применение седуксена или тизерцина. При постинфекционной церебрастении могут быть использованы в зависимости от преобладающих симптомов: при вялости и апатии — сиднокарб, при разражительности и эмоциональной лабильности — тазепам, мепробамат, седуксен. Начинать лечение следует с минимальных доз и повышать до получения эффекта.
При инфекционном делирии показаны инъекции тизерцина, внутривенные вливания седуксена, при сильном возбуждении — инъекции аминазина. Аминазин и тизерцин надо сочетать с кофеином, кордиамином, камфорой.
При астенической спутанности наиболее предпочтителен аминазин, но если выражена депрессивная симптоматика, то — амитриптилин и тизерцин. Одновременно надо проводить интенсивную дезинтоксикацию неспецифическими средствами, а также использовать дегидратирующие средства для борьбы с набуханием мозга (фурантрил, диакарб, маннит, инъекции сульфата магния, глюкозы).
При синдромах выключения сознания — от сомноленции до комы — сильных нейролептиков лучше избегать, так как они способствуют угнетению сознания. При резком возбуждении на фоне оглушения лучше ограничиваться инъекциями седуксена, тизерцина или амитриптилина. Сильные гиперкинезы во время сопора и комы можно устранить инъекцией небольшой дозы галоперидола.
При психопатоподобных нарушениях поведения в период реконвалесценции лучше не пользоваться нейролептиками, способными вызвать паркинсонические явления (галоперидол, трифтазин, аминазин). Для снятия аффективной взрывчатости можно использовать тазепам, меллерил, неулептил. К разовым инъекциям аминазина можно прибегать как к экстренной мере для устранения аффективной вспышки.
При ревматических психозах в случае тревожной депрессии показаны амитриптилин, хлорпротиксен, при острых приступах тревоги — инъекции тизерцина или седуксена; при вербальных галлюцинациях и явлениях психического автоматизма — галоперидол или трифтазин в сочетаниях с антипаркинсоническими средствами. При гриппозных психозах с картиной тревоги и страха используются те же средства, что и при ревматических психозах.
Особенности реабилитации
Психотерапия необходима даже при стертых и абортивных психических нарушениях — больного необходимо успокоить, объяснить неопасность возникающих нарушений и сущность действия применяемых средств.
При инфекционных и постинфекционных астениях в зависимости от типа акцентуации требуется то успокоение, то ободрение, то стимуляция умеренной активности, то, наоборот, ограничение неуемных порывов и убеждение в необходимости отдыха. Нагрузка, как физическая, так и учебная и даже в виде развлечений, должна увеличиваться очень постепенно. Некоторых подростков, особенно психастенического и сенситивного типа, иногда приходится настойчиво удерживать от стремления во что бы то ни стало быстрее «догнать», наверстать упущенное в учебе. У других подростков может обнаруживаться противоположная тенденция — только отдыхать и отдаваться легким развлечениям, что ни в коем случае не должно поощряться. При значительной астении для учащихся средних специальных учебных заведений может быть рекомендован академический отпуск, школьникам, когда после длительного перерыва они приступают к занятиям,— сокращенный учебный день, дополнительный выходной в середине недели.
Подростки, перенесшие состояние астенической спутанности, должны не менее года находиться под наблюдением диспансера, в связи с возможностью дебюта шизофрении. Однако при хорошем состоянии никакие ограничения в отношении учебы или выбора профессии делаться не должны.
Психопатоподобные нарушения при постинфекционной церебропатии после психозов в связи с нейроинфекциями требуют тех же реабилитационных мероприятий, которые проводятся в случаях органических психопатий (см. гл. XIV).
ревматические психозы– предыдущая | следующая – травматические психозы
Подростковая психиатрия. Содержание.