canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Понимание речи. Механизм понимания речи.

3.1.2. Устная импрессивная речь. Понимание речи (продолжение)

Два уровня в структуре речи различают и лингвисты. В их терминологии плану значений соответствует лингвистический уровень, плану смысла — психологический уровень понимания речи.

Предположение о двухуровневой структуре процесса понимания речи, с нашей точки зрения, недостаточно полно отражает современные представления о взаимодействии и взаимообусловленности таких характеристик слова, как его звучание и выражение, его семантика (значение, смысл, предметная отнесенность). Звучание и выражение, понимание и произнесение слова (речи) обеспечивается лишь при наличии и взаимодействии с двумя .вышеописанными уровнями понимания речи еще одного уровня — сенсомоторно-го, являющегося как бы психофизиологической основой организации процесса понимания речи. О роли моторного компонента в акустическом восприятии речи и ее понимании писал И. М. Сеченов, эта мысль проходит в исследованиях школы Л. Чистович. Наши экспериментальные данные и данные, полученные в практическом восстановительном обучении как нельзя лучше подтверждают это положение.

Таким образом, по нашему представлению, структура понимания может быть представлена четырьмя взаимодействующими уровнями его организации. Психологический уровень обеспечивает мотивацию к восприятию речи, общую ориентировку в материале, речевую активность и общее понимание на низком уровне воспринимаемого материала (вербального и невербального), понимание фактического содержания, мысль, заложенную в нем, и др. Здесь формируется отношение к сообщению и понимание вербального и невербального смысла, отношение к взаимодействию с окружающими людьми и др.

Лингвистический (лексико-грамматический) уровень обеспечивает понимание предметного содержания на уровне значения. Этот уровень включает: 1) звено звукоразличения на основе дифференцированного восприятия фонем; 2) звено оперативной слухоречевой памяти; 3) звено, обеспечивающее перешифровку логико-грамматической организации речи, т. е. грамматики, в значение.

Все это становится возможным при наличии сенсомоторного уровня реализации восприятия и понимания, в который включены звенья кинестетического и акустического анализа звуков, слова и его кинетической организации. И снова психологический уровень, задачей которого является уже формирование понимания значений. Процесс понимания начинается с акустического восприятия звучащей речи, т. е. с сенсо-моторной обработки звуков, слов; затем полученный материал обрабатывается на лингвистическом уровне, где происходит собственно понимание речи, а на втором, более высоком, психологическом уровне обеспечивается его уточнение и выделение сути, смысла. Все четыре уровня работают в полном взаимодействии и взаимовлиянии в определенной их последовательности, не всегда в точной, но наличие всех уровней обработки акустического материала необходимо для его полного и точного понимания. У взрослого человека структура понимания, как, впрочем, и структура других психических процессов упрощается за счет ухода в запасный фонд тех или иных уровней в структуре психического процесса, что ускоряет протекание процесса, но не влияет на его точность. Говоря о сложности структуры процесса понимания речи, нельзя еще раз не отметить, что понимание речи — это не зеркальное отображение вербальной информации, а результат активной деятельности субъекта по анализу поступающей информации. Активная деятельность начинается на первом психологическом уровне и проявляется в ориентиро-вочно-исследовательской деятельности по восприятию и общему пониманию услышанного, в формировании мотивации к деятельности, в возникновении интереса.

На связи и зависимость понимания речи с деятельностью человека указывали многие исследователи {Выготский, 1956; Леонтьев, 1972; Основы теории… 1974; Лурия, 1969, 1975; Goldstein, 1948 и др.). Чтобы понять, писал К. Гольдштейн, недостаточно слушать, нужно действовать, отделять существенное от несущественного {Goldstein, 1948). Деятельность человека, а также мотивирующая сфера его сознания, включающая потребности, интересы и эмоции, являются необходимыми условиями полноты понимания речи. Что касается средств понимания речи, то здесь существенная роль при-надлежит интонационным и мимическим компонентам речи. Многие исследователи считают, что интонационная и мимическая окраска слов мысленно воспроизводится при чтении и что этому способствуют стилистические приемы, а также знаки препинания.

О роли эмоционального подтекста в понимании и выражении речи упоминается в работах у других авторов. В частности, у В. Е. Сыркиной определенная роль в понимании речи отводится эмоциональной стороне текста и подтекста. Автор выделяет некоторые средства, обеспечивающие полноценное понимание смысла сообщения: интонационно-мимические (повышение и понижение, усиление и ослабление голоса, тоны, ритм, паузы и др.) и стилистические (выбор слов, сочетаний слов и предложений, контекст). Подлинное понимание речи достигается не одним лишь знанием словесного значения слов, из которых состоит речь; существенную роль в нем играет истолкование выразительных моментов речи, интонации, мимики, жестов и т. д., раскрывающих внутренний смысл. Например, Н. И. Жинкин считал, что существуют такие выразительные интонационные подтексты, которые являются решающими для интерпретации значений и смысла высказываний. Интонация, как известно, лежит у истоков формирования речи, с нее начинается процесс становления речи у детей {Р. В. Тонкова-Ямпольская).

В клинике мозговых поражений могут оказаться нарушенными тот или другой уровень и то или другое звено процесса понимания речи, в зависимости от топики поражения мозга. Понимание речи окажется нарушенным в любом случае, но всякий раз по разным причинам, следовательно, задачи и методы восстановления понимания речи всякий раз будут разными, но они всегда будут отвечать механизму и структуре дефекта.

Существуют три формы афазии, где первичным дефектом является нарушение понимания речи, а вторичным — нарушение устной экспрессивной речи: сенсорная, акустико-мнестическая и семантическая.

3.1.2. Устная импрессивная речь. Понимание речи – предыдущая  | следующая –   3.1.2. Устная импрессивная речь. Понимание речи (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.

 

 

 

Яндекс.Метрика