canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

У леворуких ту или иную функцию может взять на себя участок мозга. Афазия у леворуких наблю­дается при поражении левого и правого полушария

18.2. Нейропсихологические исследования онтогенеза левшей

В связи с возможностью формирования леворукости вследствие пато­логии нервной системы следует различать ее генетическую, врожден­ную и компенсаторную, приобретенную, формы.

Врожденную форму следует рассматривать как один из возможных индивидуальных вариантов нормального морфо- и функциогенеза.

Приобретенная форма леворукости связана с выпадением генети­чески запрограммированного условия работы определенного участка мозга. Начинают страдать и компенсаторно перестраиваться все внут­ри- и межсистемные связи данного участка мозга с другими. Успеш­ность последующего психического развития будет определяться, с од­ной стороны, ролью выпавшего звена в этой системе связей и, с другой стороны, продуктивностью произошедших перестроек. Это обуслов­лено тем, что повреждение конкретного участка мозга приведет к дефицитарности и необходимости перестройки всех психических функ­ций, опирающихся на этот участок по принципу «снизу вверх».

В любом случае с точки зрения нейропсихологии важен тот факт, что структурно-функциональная организация мозга левшей в целом и леворуких в частности имеет свои особенности, проявляющиеся в специфическом протекании психических процессов и в ином их то­пическом распределении по сравнению с правшами.

В случае компенсаторной леворукости возможно, например, пе­ремещение речевых функций в правое полушарие. Это может при­вести к снижению продуктивности процессов, связанных с правым полушарием, что, по мнению И. Леви (1974), является результатом несовместимости речевых и перцептивных процессов в одном по­лушарии. Правое полушарие компенсаторно берет на себя речевые функции левого полушария, доминантную роль в их обеспечении, и это приводит к появлению функциональной слабости «собствен­ных» функций по типу синдрома «обкрадывания» (Осипенко Т. Н., 1993, Симерницкая Э. Г., 1985).

П. Брока в свое время предположил, что речь должна располагаться в том полушарии, которое противоположно ведущей руке. В то же вре­мя обследование леворуких больных с локальными поражениями моз­га показало, что нет прямой зависимости между рукой и речевой до­минантностью. Речь может нарушаться как при поражении правого полушария, так и при поражении левого. Афазия у леворуких наблю­дается при поражении левого, по некоторым данным, примерно в 40 %, правого полушария — также примерно в 40 % случаев. Т. А. Доброхо­това приводит сведения о возникновении афазий при леворукости в сочетании с другими признаками левшества и приходит к выводу, что ведущим условием для возникновения афазии является не «ру- кость», а правшество или левшество слуха. Л. А. Жаворонкова ссыла­ется в своем обзоре на данные, согласно которым возникновение афа­зии у леворуких пациентов было обнаружено при поражении левого полушария в 24 % случаев по одному источнику, и в 48 % случаев — по другим источникам. Поражение правого полушария приводило
к афазии, соответственно, в 76 и 29 % случаев. Есть также свидетель­ства, что у праворуких доминантным по речи в 95 % случаев является левое полушарие и только в 5 % случаев — правое (Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н., 1994; Жаворонкова Л. А., 2006).

Эти факты, несмотря на расхождение в приводимых цифрах, свиде­тельствуют о специфике морфофункциональной структуры речевой системы у леворуких людей, в которой может доминировать либо ле­вое, либо правое полушарие, либо оба полушария в одинаковой степе­ни (амбидекстрия).

Также были обнаружены различия в клинической картине рас­стройств. У праворуких людей речевые нарушения протекают слож­нее и имеют меньшую скорость обратного развития, чем у леворуких. Более часто возникают нарушения экспрессивной речи по сравнению с импрессивной. Расстройства психических функций у леворуких людей имеют неспецифический характер, у них нет такого четкого соотнесения с локализацией поражения, как у праворуких. Симп­томы поражения одного участка у них могут быть такими, как у пра­воруких при поражении другого участка (Доброхотова Т. А., Бра­гина Н. Н„ 1994).

Атипия психического развития (Голод В. И., 1986) — одна из осо­бенностей лиц с наличием левшества. Наряду с общими характерис­тиками мозговой организации, существует целый ряд специфических отличий, наблюдающихся у левшей по сравнению с правшами.

Это связано с тем, что у леворуких ту или иную функцию может взять на себя участок мозга, который по нейропсихологической схеме правшей неадекватен для этой функции. Соответственно, структура психических функций и межфункциональных связей становится иной. Это, в свою очередь, приводит к иной, более вариативной последовательности системогенеза по сравнению с праворукими.

У праворуких наблюдается более высокая степень внутри- и межпо- лушарной функциональной дифференцированности мозговых струк­тур, латеральной функциональной специализации, устойчивости вер­тикальной (корково-подкорковой) системы уровней регуляции. Для леворуких более характерным является наличие внутри- и межполу- шарной функциональной диффузности, невыраженной функциональ­ной специализации, неустойчивости во взаимодействии произволь­ных и непроизвольных уровней вертикальной системы регуляции психической деятельности.

 

особенности левшества – предыдущая | следующая – особенности леворуких детей

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

 

Консультация нейропсихолога

Нейропсихологическая диагностика и коррекция

Консультация детского нейропсихолога и дефектолога

Яндекс.Метрика