Таблица 1. Шкала мужественности – женственности по ПДО
Шкала муже6ственности (m) | Шкала женственности (f) | ||||
Тема ПДО | № выбора | Число баллов | Тема ПДО | № выбора | Число баллов |
1-е исследование | |||||
Самочувствие Сон Аппетит »
Отношение к: спиртным напиткам сексуальным проблемам Отношение к: деньгам родителям окружающим будущему приключениям опеке Оценка себя в данный момент
|
2
1 7 15
3
10
4 10 5 3 3 1 1
|
2
2 1 1
1
1
1 1 2 1 1 1 1 |
Пробуждение ото сна Отношение к: одежде родителям приключениям опеке
» » правилам и законам школе
|
6
6 8 7 11 13 14 11 4 |
1
1 2 1 2 3 2 1 1 |
2-е исследование | |||||
Пробуждение ото сна Аппетит
Сексуальные проблемы Отношение к деньгам Оценка себя в данный момент »
|
7
3 1
1
10
13 |
1
1 1
1
1
1 |
Отношение к:
спиртным напиткам
окружающим
|
8
2 |
1
1 |
Показатель мужественности — женственности (m—f) для подростков разработан недавно [Личко А. Е., Иванов Н. Я-, Озерецковский С. Д., 1982]. Шкала для оценки этого показателя в прежних сборниках по ПДО не публиковалась и поэтому приводится здесь полностью (табл. 1). Суждение о преобладании черт мужественности или женственности делается на основании разности суммы баллов m—f. Разность со знаком «плюс» свидетельствует о преобладании черт мужественности, со знаком «минус» — черт женственности. Эта шкала была валидизирована Н. Я. Ивановым путем сравнения частоты разных выборов по всем темам ПДО у двух контингентов здоровых подростков 15—17 лет, у которых половое различие выбранных социальных ролей (будущей профессии прежде всего) могло выявиться наиболее четко. Мужской контингент составили TDTJ учеников Арктического морского училища с предстоящим после его окончания трудом в суровых условиях Арктики и Антарктики.
Таблица 2. Показатели мужественности-женственности у здоровых подростков 15-17 лет
Число обследованных | Средние показатели ± средняя ошибка | % подростков с преобладанием черт | |||||
Группы обследованных | Мужественности m>f | Женственности m<f | Без преобладания m=f | ||||
m | f | m-f | |||||
Подростки женского пола |
|||||||
Ученицы хореографического
училища Лыжницы из физкультурного техникума |
22 50 | 2,2 ±0,4
2,9 ±0,2 |
5,9 ±0,8
3,1 ±0,3 |
-3,7 ±0,8 -0,2 ±0,3 | 8 40 | 88
36 |
4 24 |
Подростки мужскогопола |
|||||||
Ученики Арктического морского училища
Боксеры из физкультурного техникума Ученики хореографического училища |
50 46 18 | 3,8 ±0,2 4,0
3,2 ±0,4 |
1,8 ±0,3 1,3
3,4 ±0,6 |
+2,0 ±0,3 +2,7
—0,2 ±0,6 |
84 77
33 |
12 9
54 |
4 14 13 |
Женским контингентом были 100 учениц педагогического училища, готовящего воспитателей детских садов. Статистической обработкой выявлено 30 выборов (из более 600 предлагаемых в ПДО), где с высокой достоверностью частота их преобладала у одного из полов (р< <0,005). В 19 случаях преобладание было у юношей, в 11 — у девушек. Проект шкалы был проверен на следующих контингентах подростков 15—17 лет: 1) на 50 других учениках того же Арктического училища; 2) на 46 учениках физкультурного техникума, специализирующихся в группе боксеров; 3) на 22 ученицах хореографического училища. В этих контингентах ожидались максимальные показатели мужественности (в первых двух) и женственности (в третьем). Кроме того, были исследованы еще две группы учащихся, где условия обучения могли в какой-то мере способствовать феминизации юношей и маскулинизации девушек. Это были 18 подростков мужского пола из хореографического училища и 50 подростков женского пола из физкультурного техникума, специализирующихся в беге на лыжах на дальние дистанции. Результаты этих проверочных исследований подтвердили высказанные предположения (табл. 2), что позволило считать предлагаемую^ шилу диагностически достаточно валидной. Следует оговориться, что предлагаемая шкала предназначена вовсе не для оценки сексуальных склонностей, а лишь для суждения о доминировании черт мужественности или женственности в общей системе личностных отношений, что сказывается на поведении в 4целом, тем более, что из 30 выборов шкал m и f только два. относятся к сексуальным проблемам.
индекс В – предыдущая | следующая – шкала субъективной оценки
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание