Задание 7. Списывание печатных слов. При оценивании результатов выполнения данного задания определяется продуктивность его выполнения, количество и различные виды допущенных ошибок.
1. Продуктивность выполнения.
Подсчитывается общее число правильно списанных слов.
В продуктивность не входят ошибки любого порядка, допущенные при списывании.
2. Ошибки.
Вычисляется количество:
а) ошибок начертания графически сходных букв: оптические ошибки, смешения кинетически сходных букв, неточность и неадекватность воспроизведения графического образа буквы;
в) пропусков согласных и гласных букв;
г) вставок согласных и гласных букв;
д) перестановок букв, реверсивное написание слов;
е) смешений по акустико-артикуляционному сходству;
ж) неверных обозначений мягкости согласных.
3. Зрительно-пространственные ошибки: зеркальность.
4. Нарушения удержания рабочей программы во время письма.
Подсчитывается общее количество переходов во время списывания с печатных букв на письменные.
Задание 8. Вставка пропущенных букв в слова. В данном задании оценке подлежат продуктивность и ошибки, выявленные при выполнении задания.
1. Продуктивность выполнения.
При определении продуктивности подсчитывается общее количество слов с правильно вставленными в них буквами.
В продуктивность не входят ошибки любого порядка, допущенные ребенком в процессе выполнения задания.
2. Ошибки:
а) зачёркивание букв для получения слова;
б) вставка дополнительных букв для получения слова;
в) неверно вставленная буква.
3. Зрительно-пространственные ошибки: зеркальность.
4. Нарушения удержания рабочей программы во время письма.
Подсчитывается количество переходов с печатных букв на письменные буквы.
Задание 9. Исправление ошибок в словах. В задании оценивается количество правильно исправленных слов и подсчитывается количество ошибок. Правильными исправлениями слов считаются исправления двух типов: путем замены неверной буквы «лука» — на верную «рука», путем зачеркивания лишней буквы в слове «лука» — «лук».
1. Продуктивность выполнения.
Продуктивность выполнения определяется путем подсчета общего количества слов с правильно внесенными исправлениями.
В продуктивность не входят ошибки любого порядка.
2. Ошибки.
Подсчитывается количество:
а) неправильных исправлений, в результате которых получается несуществующее слово;
б) использований в одном слове двух способов одновременно: исправление одной буквы вместе с зачеркиванием другой в этом же слове.
3. Зрительно-пространственные ошибки: зеркальность.
4. Нарушения удержания рабочей программы во время письма.
Подсчитывается количество переходов с печатных букв на письменные буквы.
После начисления баллов за каждое выполненное задание производится комплексная оценка выполнения теста «письменных достижений» первоклассника.
Правильность выполнения всего «теста письменных достижений» определяется путем сложения баллов, начисленных учащемуся за продуктивность выполнения каждого из девяти заданий.
Таким же образом начисляются баллы за ошибки. Каждая ошибка приравнивается к 1 баллу, после чего все баллы складываются.
Таким же образом определяются баллы, характеризующие зрительно-пространственные трудности, макро- или микрографию, нарушения тонуса и неудержание рабочей программы во время выполнения заданий. Полученные результаты заносятся в сводную таблицу, где просчитываются окончательно.
Комплексная оценка письменных достижений учащегося 1-го класса в начале обучения
Показатели | Задания | Сумма баллов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
1. | Продуктивность | ||||||||||
Всего : | |||||||||||
2. | Ошибки письма | ||||||||||
3. | Зрительно-пространственныетрудности | ||||||||||
4. | Неудержание рабочей программы | – | |||||||||
5. | Тенденция к макро- или микрографии | – | – | – | – | ||||||
6. | Нарушения тонуса | – | – | – | – | ||||||
7. | Метаязыковые ошибки | – | – | – | – | – | – | – | |||
Всего: |
Диктант – предыдущая | следующая – Дисграфические ошибки
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников