Методики нейропсихологического исследования детей (продолжение)

Переработка зрительной информации

21. Опознание наложенных изображений (проба Поппельрейтepa). Проба направлена на исследование способности опознавать изображения, наложенные друг на друга.

Процедура проведения пробы. Ребенку последовательно предъяв­ляют 2 набора наложенных изображений.

Инструкция: «Здесь художник нарисовал несколько предметов в одном месте. Назови то, что здесь нарисовано».

Если ребенок затрудняется в выделении предмета из фона, то психолог оказывает стимулирующую помощь (например: «Ты уве­рен? Посмотри внимательнее»). Если она окажется недостаточной, не надо добиваться правильного ответа, более целесообразно спросить, что еще нарисовал художник.

22. Опознание перечеркнутых изображений. Проба направлена на исследование возможности выделять контурное изображение, от­делив его от посторонних элементов фона.

Процедура проведения пробы. Ребенку предъявляется семь кон­турных изображений перечеркнутых предметов.

Инструкция: «Здесь художник сначала что-то нарисовал, а потом зачеркнул. Назови то, что было нарисовано».

Если ребенок затрудняется в выделении предмета, то психолог оказывает стимулирующую помощь.

23. Опознание незаконченных изображений. Проба направлена на исследование способности опознания предметов по их фрагмен­там, позволяет оценивать сформированность холистической страте­гии восприятия (Ахутина, Пылаева, 2003).

Процедура проведения пробы. Ребенку предъявляется лист с 12 изображениями недорисованных предметов, которые необходимо опознать.

Инструкция: «Посмотри внимательно: художник начал рисовать какие-то предметы и не закончил. Что хотел нарисовать художник?»

Психолог фиксирует ответы ребенка и [последовательность ска­нирования изображений и/или их называния]. Если ребенок затрудня­ется в опознании предмета или дает неверный ответ, то психолог ока­зывает ему стимулирующую помощь. Психолог не должен добиваться правильного ответа, стимулирующая помощь (одна реплика) может быть оказана не более чем в трех случаях ошибок. Желательно дать ребенку назвать все изображения и только после этого обратиться к рисункам названным ошибочно.

24. Зрительные ассоциации. Проба направлена на исследование сформированности зрительных представлений и возможности их ак­туализации. Анализ особенностей рисунков позволяет предположить, какая из стратегий переработки зрительной информации развита лучше (Ахутина, Пылаева, 2003).

Процедура проведения пробы. Проба состоит из двух заданий: свободные ассоциации и направленные ассоциации (растения).

Свободные зрительные ассоциации.

Инструкция. «В каждой клеточке сделай по одному рисунку. Ри­суй, что хочешь, но следи, чтобы рисунки не повторялись, в каждой клеточке должен быть свой рисунок».

Если ребенок рисует сюжет, то можно посоветовать ему в следую­щей клетке нарисовать что-нибудь одно, один предмет. Если второй рисунок ребенка повторяет первый, при переходе к третьему рисунку ему целесообразно напомнить, что рисунки должны быть разными.

Направленные ассоциации (растения).

Инструкция: «Теперь в каждой клеточке рисуй разные растения. Следи внимательно, чтобы рисунки не повторялись».

Каждое задание выполняется на листе бумаги формата А4, разде­ленном на шесть (для детей 5-6 лет) или восемь (для детей старше 6 лет) частей. После завершения рисования ребенок называет изображения. Рисунки выполняются фломастером одного цвета. Фиксируются назва­ния рисунков, а также время выполнения заданий [и порядок рисования].

Называние предметов – предыдущая | следующая – Зрительно-пространственная перешифровка

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при личных проблемах