Переработка зрительной информации
21. Опознание наложенных изображений (проба Поппельрейтepa). Проба направлена на исследование способности опознавать изображения, наложенные друг на друга.
Процедура проведения пробы. Ребенку последовательно предъявляют 2 набора наложенных изображений.
Инструкция: «Здесь художник нарисовал несколько предметов в одном месте. Назови то, что здесь нарисовано».
Если ребенок затрудняется в выделении предмета из фона, то психолог оказывает стимулирующую помощь (например: «Ты уверен? Посмотри внимательнее»). Если она окажется недостаточной, не надо добиваться правильного ответа, более целесообразно спросить, что еще нарисовал художник.
22. Опознание перечеркнутых изображений. Проба направлена на исследование возможности выделять контурное изображение, отделив его от посторонних элементов фона.
Процедура проведения пробы. Ребенку предъявляется семь контурных изображений перечеркнутых предметов.
Инструкция: «Здесь художник сначала что-то нарисовал, а потом зачеркнул. Назови то, что было нарисовано».
Если ребенок затрудняется в выделении предмета, то психолог оказывает стимулирующую помощь.
23. Опознание незаконченных изображений. Проба направлена на исследование способности опознания предметов по их фрагментам, позволяет оценивать сформированность холистической стратегии восприятия (Ахутина, Пылаева, 2003).
Процедура проведения пробы. Ребенку предъявляется лист с 12 изображениями недорисованных предметов, которые необходимо опознать.
Инструкция: «Посмотри внимательно: художник начал рисовать какие-то предметы и не закончил. Что хотел нарисовать художник?»
Психолог фиксирует ответы ребенка и [последовательность сканирования изображений и/или их называния]. Если ребенок затрудняется в опознании предмета или дает неверный ответ, то психолог оказывает ему стимулирующую помощь. Психолог не должен добиваться правильного ответа, стимулирующая помощь (одна реплика) может быть оказана не более чем в трех случаях ошибок. Желательно дать ребенку назвать все изображения и только после этого обратиться к рисункам названным ошибочно.
24. Зрительные ассоциации. Проба направлена на исследование сформированности зрительных представлений и возможности их актуализации. Анализ особенностей рисунков позволяет предположить, какая из стратегий переработки зрительной информации развита лучше (Ахутина, Пылаева, 2003).
Процедура проведения пробы. Проба состоит из двух заданий: свободные ассоциации и направленные ассоциации (растения).
Свободные зрительные ассоциации.
Инструкция. «В каждой клеточке сделай по одному рисунку. Рисуй, что хочешь, но следи, чтобы рисунки не повторялись, в каждой клеточке должен быть свой рисунок».
Если ребенок рисует сюжет, то можно посоветовать ему в следующей клетке нарисовать что-нибудь одно, один предмет. Если второй рисунок ребенка повторяет первый, при переходе к третьему рисунку ему целесообразно напомнить, что рисунки должны быть разными.
Направленные ассоциации (растения).
Инструкция: «Теперь в каждой клеточке рисуй разные растения. Следи внимательно, чтобы рисунки не повторялись».
Каждое задание выполняется на листе бумаги формата А4, разделенном на шесть (для детей 5-6 лет) или восемь (для детей старше 6 лет) частей. После завершения рисования ребенок называет изображения. Рисунки выполняются фломастером одного цвета. Фиксируются названия рисунков, а также время выполнения заданий [и порядок рисования].
Называние предметов – предыдущая | следующая – Зрительно-пространственная перешифровка
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников