Разработанный нами (А. Е. Личко) патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) предназначен для определения в подростковом возрасте (14—18 лет) типов акцентуации характера и вариантов конституциональных психопатий, психопатических развитии и органических психопатий. В первоначальном виде ПДО не мог быть использован для разграничения патологических характеров от акцентуаций, т. е. не мог служить вспомогательным приемом для диагностики психопатий. В настоящее время, как будет показано далее, нами разрабатываются диагностические шкалы для разграничения психопатий и акцентуаций характера. ПДО может применяться медицинскими психологами, психиатрами и врачами других специальностей, получившими подготовку по медицинской психологии. С учетом типов характеров в руководствах и монографиях Е. Kraepelin (1915), Е. Kretschmer (1921), K.Schneider (1923), П. Б. Ганнушкипа (1933), Г. Е. Сухаревой (1959), К. Leonhard (1968, 1976, 1981) были составлены наборы фраз, отражающие отношение при разных типах характера к ряду жизненных проблем, актуальных для подросткового возраста. В наборы были включены также фразы индифферентные, не имеющие диагностического значения. На протяжении практической верификации опросника ряд фраз оказались незначимыми для дифференциации типов, однако они были сохранены в наборах в роли индифферентных или используемых для дополнительных диагностических шкал. В число исследуемых проблем вошли оценка собственных витальных функций (самочувствие, настроение, сон, аппетит, сексуальное влечение), отношение к окружению (родителям, друзьям, незнакомым и др.) и к некоторым таким категориям, как критика и поучения в свой адрес, опека и наставления, правила и законы и т. д. Принцип отношения к личностным проблемам, заимствованный из психологии отношений [Лазурский А. Ф., Франк С. Л., 1912; Мясищев В. Н., 1960], представляется наиболее плодотворным для распознавания типов характера [Личко А. Е., 1977, 1978, 1980]. Диагностика типа на основе самооценки испытуемым своих отношений более объективна и надежна, чем данные исследований, в которых подростку самому предлагают отметить у себя те или иные черты характера. При работе с ПДО обследуемому предлагается свобода выбора одного или нескольких (не более трех) ответов на каждую тему или возможность отказаться от выбора на несколько тем (подобный способ исследования, когда можно выбрать несколько ответов из многих предложенных в американской психодиагностической литературе называют restaurant, т. е. «ресторанный»). Во втором исследовании предлагается из тех же наборов выбрать наиболее неподходящие, отвергаемые ответы. Свобода выбора, представлялось, может лучше раскрыть систему отношений, чем альтернативные ответы «да» или «нет». Диагностическое значение выборов оставалось испытуемому неизвестным. Необходимость выбрать как наиболее подходящие, так и наиболее отвергаемые ответы составила двойную систему оценки отношений— с положительной и отрицательной сторон, что повышало надежность метода. Текст опросника неоднократно публиковался ранее ([ПДО][ПХИ][1], Личко А. Е., 1979).
Путь разработки опросника., его надежность и валидность. Первоначальный проект опросника был подвергнут системе проверок. Одна из них была осуществлена на здоровых учащихся 8 — 10-х классов средних школ (одной — из центрального района Ленинграда, другой — из района новостроек, третьей — специализированной математической, четвертой — с преподаванием ряда предметов на английском языке), а также на учащихся ПТУ, где готовились работники широкого диапазона профессий — от слесарей до конструкторов-чертежников, техникума физической культуры и спорта, хореографического училища им. Л. Я. Вагановой, педагогического училища, готовящего воспитателей детских садов (девушки 15—18 лет), и Арктического морского училища, готовящего радиотехников, гидрометеорологов и других специалистов для работы в Арктике и Антарктике (юноши 15—18 лет). Всего было обследовано 2258 подростков обоего пола от 14 до 18 лет. Целью этих исследований с помощью ПДО, проведенных Н. Я- Ивановым, было охватить возможно больший по разнообразию склонностей контингент подростков, чтобы выявить все многообразие проявлений в системе акцентуаций характера, включая скрытые акцентуации. Именно поэтому исследования проводились также в тех учебных заведениях, куда устремляются подростки с рано определившимися склонностями и интересами. Полученные нормативы частоты каждого выбора в каждой из проблем послужили основой для сопоставления с данными аналогичных исследований у 650 подростков, госпитализированных в психиатрическую больницу или наблюдавшихся психоневрологическим диспансером. Из них у 54 % была диагностирована психопатия, а у остальных 48%—реактивные состояния, неврозы или нарушения поведения на фоне акцентуаций характера. Каждый тип характера был представлен не менее чем 50 случаями (исследования А. А. Александрова, Е. И. Ефременковой, П. Г. Ластинга, С. Д. Озерецковского, Э. Г. Эйдемиллера). Однако последующие 5 лет работы с ПДО обнаружили два существенных недостатка.
[1] Здесь и далее ПХИ означает публикации в кн.: Патохарактерологиче-скис исследования у подростков/Под ред. А. Е. Личко и II. Я. Иванова.— Л.: Изд. Лен. психоневрол. ин-та им. В. М. Бехтерева, 1976.
акцентуация характера – предыдущая | следующая – типы психопатий
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание