Главным положением патогенетической психотерапии служит понимание психической травмы как следствия жизненного удара по особо значимым, эмоционально насыщенным отношениям (ценностям, мотивам) личности, сформированным в онтогенезе. К этому фундаментальному положению присоединились и другие психологи и клиницисты [Бассин Ф. В., Рожнов В. Е. и др., 1974]. В 1978 г. А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия и Ф. В. Бассин, касаясь психогенных причин психосоматических расстройств, отметили, что действие «этих причин зависит от положения, которое они занимают в иерархии психологических ценностей субъекта или, что то же, от значимости связанных с ними событий для субъекта»[1]. Этим подтверждается значение основного принципа, на котором строится патогенетическая психотерапия не только при неврозах. То, что при нервно-органических и соматических болезнях зачастую имеют место реакции личности на заболевание и нередко невротические осложнения, обусловленные ущербом ценностям и перспективам личности, нанесенным болезнью, все больше начинают понимать интернисты. Так, интернист Ю. М. Губачев и сотр. (1981) заявили, что их позиция в подходе к проблеме личности основывается на психологии отношений, развитой трудами В. Н. Мясищева[2].
Основная задача патогенетической психотерапии заключается в выявлении с больным (в индивидуальной и групповой работе) волнующих его жизненных проблем, невыносимого противоречия между особо значимыми его отношениями к ценностям и трудными обстоятельствами жизни и с учетом этого — перестройке неадекватных отношений и установок и по возможности неблагоприятной ситуации. Нередким затруднением при этом служит то обстоятельство, что сами больные не всегда осознают, каким образом сформировались особенности их личности, сыгравшие патогенную роль в развитии или осложнении болезни. В речевом общении с терапевтом им не всегда удается выразить словами с достаточной ясностью свои переживания, даже и тогда, когда они не стыдятся их.
Говоря, что «Язык так же древен, как и сознание; …», К- Маркс подчеркивал их единство, но не тождество[3]. Дело в том, что, стихийно развиваясь, как форма сознания, язык постепенно терял свой естественный характер и превратился в особую систему обобщающих искусственных знаков. И поэтому, как указал В. И. Ленин в «Философских тетрадях», «Всякое слово (речь) уже обобщает… Чувства показывают реальность; мысль и слово — общее»[4]. Понимая это, Л. С. Выготский (1956) заметил: «Если ощущающее и мыслящее сознание располагает разными способами отражения действительности, то они представляют собой и разные типы сознания»[5]. Автор показал, что за развернутой речью со значениями ее слов стоят скрытые субъективные смыслы, определенные мысли, тесно спаянные с «аффективной и волевой тенденцией внутреннего, подвижного, неуловимого понимания и переживания. Объективные надиндивидуальные значения слов и субъективные пеформа- лизуемые «личностные смыслы» – это два плана единой психической деятельности». Таким образом, человечество располагает формализованной линейной системой языка, призванной выражать нелинейное движение внутренней и внешней действительности. И поэтому прав Н. Schands (1971), заявляющий, что «нас сковывает» эта «несогласованность двух господствующих систем, в которых совершается человеческое бытие»[6]. Известно, что Фрейд с лечебной целью предложил прорывать эту скованность или блокаду речью переживаний больного посредством интерпретации его свободных ассоциаций, обмолвок и ошибок, а также толкования его сновидений. Сами по себе эти способы не вызывали бы возражений, если бы интерпретации и толкования не были подчинены заранее установленной психоаналитической схеме. При патогенетической психотерапии раскрытие личности больного и тревожащих его обстоятельств и проблем жизни происходит в доверительных беседах психотерапевта и психолога с пациентами или в недирективно направляемых ими собеседованиях пациентов в группе. Этому помогают и специальные экспериментально- психологические исследования с одновременной полиграфической записью кожно-гальванического рефлекса, сердечных, дыхательных и иных физиологических реакций. Но психологические тесты дают информацию психологу и терапевту, в то время как в лечебных целях необходимо, чтобы и больной ее осознавал. Сложность психотерапевтической и пс.ихокоррек- ииопной работы связана еще и с тем, что уникальность личности, в том числе и больной, относительна, поскольку существует слитно с той внешней ролью, которую она играет среди других людей и формы которой стандартизированы и определяются социальной структурой общества и характерными для нее нормами поведения. Это требует, чтобы за внешним обли- чием поведения больного выявить его индивидуально-психологические позиции, способствовавшие болезненному столкновению с действительностью. Как нередко говорят, в информации человека о себе одна ее часть, даваемая сознательно, представляет собой большей частью как бы фасад его личности, а другая, составляющая его внутренний мир, обнаруживается нелегко и нередко помимо его желания. Психотерапевту и медицинскому психологу необходимо знание и общесоциального аспекта, и индивидуального, неповторимого своеобразия конкретной больной личности. В ходе индивидуальной или групповой психотерапии уточняются особенности жизненного опыта больного в различные возрастные периоды, отношения его к себе и к окружающим, его ценности, характер его переживаний, интересов, мотивов его деятельности, понимание им жизни и мира в целом и своего места в нем, его мечтаний и ожиданий, симпатий и антипатий, манеры преодолевать препятствия или уступать им и т. д. Внимание больного привлекается не только к его субъективным тенденциям, но и к тем внешним обстоятельствам, с которыми они пришли в столкновение. Рассматривается и сексуальная сторона его жизни, но, разумеется, не фрейдовские либидинозные фазы младенческого периода. В тех случаях, когда имеют место непорядки в сексуальной и семейной жизни, учитывается не только возможность физиологического несоответствия партнеров, но и место возникающих конфликтов в сложной структуре человеческих отношений, могущих болезненно затрагивать достоинство, доверие, самолюбие и другие социально-нравственные ценности личности.
[1] Прангишвили А. С., Шерозия А. Е., Бассин Ф. В. Вступительная статья к 5-му разделу — В кн.: Бессознательное, природа, функции, методы исследования.— Тбилиси, 1978. с. 198.
[2] Губачев Ю. М., Стабровский Е. М. Клинико-физиологическне основы психосоматических соотношений.— Л.: Медицина, 1981, с. 73.
[3] Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 29.
[4] Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 246.
[5] Выготский В. С. Избранные психологические исследования.— М., 1956, с. 102.
[6] Schands Н. С. The war with Words.—Paris: The Hague, 1971, p. 32.
психокоррекционное воздействие – предыдущая | следующая – терапевтический эффект
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание